30 сентября 2017 года театр на Таганке отметил столетний юбилей своего главного режиссера Юрия Петровича Любимова. Я намеренно не пишу «бывшего главного режиссера», хотя Юрий Петрович ушел из жизни в 2014 году, так как Таганка сегодня — это создание, дитя Любимова, а как известно, создатель и отец не может быть «бывшим». Может быть, именно поэтому коллектив театра, возглавляемый сегодня Ириной Апексимовой, создал и открыл для посетителей интерактивный музей, посвященный прошлому и настоящему театра.
На шести больших сенсорных экранах, расположенных в разных помещениях, зрители, пришедшие на спектакль, могут ознакомиться с историей Таганки и её труппой, изучить репертуар, а также побывать в самых заветных театральных местах, в которые обычно попасть никак нельзя. Например, у вас получится заглянуть в столярную и слесарную мастерские, постоять за спиной у звукооператора, почитать надписи на коробках реквизиторского цеха, подглядеть, что творится на столе у гримера.
Центром экспозиции музея является кабинет Юрия Любимова. Наверное, каждый зритель Таганки не отказался бы от возможности побывать в кабинете самого Мастера… Тихонько, на цыпочках и даже почти не дыша, войти и стоять в тишине, ощущая кожей обратный ход времени. Там полумрак и окна во двор. Там на часах — двадцатый век, на стене — гитара. Та, советская, сухая и шершавая, которую долго настраивать, потому что колки тугие и которая трещит и звенит, но этого никто не замечает, потому что играет на ней Высоцкий. Там просто каменные крашеные стены, светло-серые, от пола и до потолка густо исписанные черным фломастером. Каждый автограф — легенда.
Придумал это Вознесенский, однажды размашисто запечатлев прямо на стене мысль: «Все богини — как поганки перед бабами с Таганки». После этого исторического события каждый посетитель кабинета оставлял на его стене слова благодарности или пожелания, оставлял маленькую часть самого себя в стенах любимого театра. Там обитают тени Тарковского, Данелии, Шемякина, Смоктуновского, Фиделя Кстро и Лоуренса Оливье и еще многих и многих известных людей. Однако, кабинет Любимова — это небольшая комната, в которой едва ли поместятся десять человек.
Поэтому для того, чтобы все желающие смогли увидеть и почувствовать атмосферу этого удивительного места, создатели интерактивного музея с помощью современных технологий перенесли содержание стен кабинета Юрия Петровича в театральное фойе. Теперь перед спектаклем каждый желающий может видеть, как на стенах вокруг него возникают автографы великих людей, услышать и посмотреть записи интервью с Вознесенским и Ахмадуллиной, Золотухиным и Евтушенко. И Высоцкий кричит со стены, со сцены: «Проведите, проведите меня у нему! Я хочу видеть этого человека!» Отныне в театре на Таганке вас ждет ожившая история от его создателей и актеров с благодарностью из прошлого и настоящего, с любовью к зрителям, с надеждой на будущее.
Рубрика: Репортаж. Метки: музей, история, театр.