28.10.2017 20:48

Реконструкция Большого зала ЦДА близка к завершению

Текст и фото: Евгений Чесноков

Зрители будут изрядно удивлены изменениям, произошедшим с Большим залом Центрального Дома актёра: помимо стационарной сцены, в зале оборудуют площадку-трансформер, а брутальные кирпичные стены отныне не будет скрывать декоративная плитка. Строительные работы несколько затянулись и долгожданное открытие теперь запланировано на февраль 2018 года.

Пару слов об истории. В 1937 году по инициативе театрального деятеля Александра Эскина у московских актёров появился свой дом – творческий клуб для неформального общения служителей Мельпомены. Располагался он на улице Горького, 16. С 1964 года Центральный Дом актёра носит имя актрисы Малого театра и педагога Александры Яблочкиной. После пожара, уничтожившего дореволюционное здание, ЦДА получил прописку на Старом Арбате.

«Дом с рыцарями» был построен в 1913 году и принадлежал купчихе Анне Филатовой. После революции в нём обустроили коммунальные квартиры. Первый этаж занимали магазины, до войны Арбатский Мосторг, а в начале шестидесятых в центральной части здания обосновался ювелирный магазин «Самоцветы», а по углам сберкасса и кафе-мороженое.

После некоторой перепланировки в старинный дом вселилось Министерство культуры СССР. Тогда был перекрыт внутренний двор с обустройством в нём министерского конференц-зала. Переезд ЦДА произошёл в 1991 году после упразднения советского ведомства.

Рассказывает Александр Жигалкин, директор-распорядитель Центрального Дома актёра, режиссёр, драматург, продюсер:

Восемьдесят лет назад Дом актёра был создан как клуб по интересам для общения актёров, режиссёров, художников, людей театра. Со временем он превратился в серьёзное общественно-социальное явление. Сегодня Региональный общественный фонд помощи театральным деятелям «Центральный дом актера им.А.А.Яблочкиной» помогает и ветеранам, и творческой молодёжи. Бывает, что некоторые выпускники театральных институтов по каким-то причинам не могут найти работу в театре, но у них имеется огромное желание создавать новые, интересные проекты, – в Доме актёра они могут реализовать свои творческие эксперименты. В Доме постоянно идут репетиции, читаются пьесы, выпускаются спектакли. Любить и помогать – основное предназначение нашего Дома.

Здесь порой на сцене собираются такие составы артистов, которые нигде и никогда невозможно повторить. Мы проводим уникальные мероприятия и в этом главное отличие Центрального Дома актёра от других концертных и театральных площадок.

Реконструкция Большого зала вызвана желанием создать в Доме актёра хорошо оборудованную сценическую площадку, позволяющую проводить все наши мероприятия – и спектакли, и творческие вечера, и знаменитые капустники, с современными техническими возможностями, чтобы и зрителям в зале, и артистам на сцене было комфортно.

Это здание было построено более ста лет назад как доходный дом, с 1975 г.в нем располагалось Министерство культуры СССР. Собственно, театрального зала и не было, было просто помещение для конференций и собраний.

И это помещение не являлось частью этого здания, это переоборудованный внутренний двор. Соответственно, стены были облицованы мрамором, как принято в советских учреждениях. В ходе реконструкции мы дошли до замечательной кирпичной кладки и решили оставить ее в таком виде с минимальным декором. Зрители увидят старинные кирпичные стены, эти прекрасные плавные линии. Столетняя архитектура станет частью нашего арт-пространства, нашей обновлённой сцены. Для реставрации кладки специально покупали старый кирпич, чтобы стена выглядела однородно.

Часть площадки займёт стационарная сцена, а остальное пространство заполнят заказанные в Германии станки, которые будет возможно выставлять на разных уровнях. Конструкция сможет реализовать семь трансформаций пространства.

При заливке пола мы заложили капсулу с обращением к будущим поколениям, и когда лет через сто эту сцену будут вновь реконструировать, вскроют пол и найдут письмо с подписями великих Народных артистов. В письме оставили автографы мастера современного театра Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Олег Табаков, Фёдор Добноравов, Сергей Маковецкий, Николай Цискаридзе, Игорь Золотовицкий и другие.

Мы планировали открыть эту сцену в ноябре 2017 года, но строительство – дело непредсказуемое. Теперь намечаем завершить отделочные работы к концу года и открыть Большой зал 14 февраля концертом или капустником, в день рождения Дома, это должно стать громким событием. Все ждут этого открытия, у Дома актера уже два года нет своей большой площадки, и даже свое 80-летие мы отмечали в Театре имени Вахтангова.

Об одном из антрепризных спектаклей на Малой сцене Центрального Дома актёра – «Фауст» – рассказывает Мартин Герохинович, исполнитель роли Мефистофеля: «Над спектаклем мы работали в соавторстве, в тандеме, – поднимаясь по ступенькам, как скалолазы: сначала один забивает крюк, поднимает товарища, потом другой. До самого Эвереста вряд ли, но до какого-то склона мы дошли. Поначалу планировалась компиляция из древних легенд, поверий про Фауста и Мефистофеля, потом вышли на Кристофера Марло, Томаса Манна, Гёте… В итоге остался только Гёте, но всё остальное легло в фундамент ощущения этого спектакля, нашей игры. Почему именно «Фауст»? Он очень современный и, как ни парадоксально, здесь очень много юмора. Из дневников Гёте: «Мефистофель слишком смешон, чтобы быть страшным». И сам Мефистофель говорит: «У меня характер от природы добрый». Ну вот работа такая у него, назначили его творить неразумное по приказу.

Этот материал из разряда вечного и, если в него попадаешь и достигаешь его уровня мышления, – можно говорить с вечностью, а не с этим временем, предыдущим или будущим. «Всё в мире изменил прогресс. Как быть? Меняется и бес». У вас компьютеры? Ну и мы тоже не стоим на месте. Все почему-то представляют, что он с рогами и крыльями. А рогов нет, хвоста нет, копыт нет. Дьявол Богу говорит: «Там беспросветный мрак, всё так плохо, что я их уже не трогаю – люди сами себя уничтожают». Это такая ирония жуткая. Разве это не современно? За полтора часа мы постарались вывести все основные сцены, прямо сгусток.

В каждом человеке проявляется и божественное начало, и бесовское. Всё время человек стоит перед выбором – созидать или разрушать. В ХХ веке самые яркие бесы были Сталин и Гитлер. И сейчас в мире очень много бесовских проявлений в политике и экономике. Ведь это Дьявол у Гёте придумал деньги: «Мы придумаем бумажки и скажем, вот это наша валюта. А когда что, мы их можем обесценить». Человеческая природа со времён Адама не меняется – технологии меняются, а человек остаётся таким же».

Мартин Герохинович, Эрик Дасни, Артём Серов придумали этот спектакль в 2014 году, в середине второго курса «Щуки», и уже после первых показов преподавателям постановка вошла в репертуар.

Реконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДАРеконструкция Большого зала ЦДА
Рубрика: Разное. Метки: реконструкция, театр, ЦДА.

Другие публикации