Конный двор в усадьбе Кузьминки построен к 1823 году по проекту Доменико Жилярди и представляет собой несколько зданий, замкнутых в каре.
Это конюшни, сарай для фуража, каретный сарай, жилые флигели, соединённые оградой с неожиданным для хозяйственного служебного двора концертным залом – Музыкальным павильоном. Сооружённый архитектором Жилярди в 1820 году, он являлся сценой, на которой выступал оркестр крепостных князя Сергея Голицына, по праздничным дням развлекавший хозяина и собравшихся гостей роговой музыкой. Такой оркестр – многолюдный, сложный в управлении коллектив, так как каждый музыкальный рожок позволял извлекать лишь один звук, и каждый из музыкантов должен был вовремя выдувать эту «свою» ноту. Музыкальный павильон был специально выстроен из дерева и обладал великолепной акустикой: музыка разносилась по всему парку аж на восемь вёрст.
Музыкальный павильон украшают две скульптуры «Укротители коней», являющиеся точными чугунными копиями скульптур, отлитыми скульптором Петром Клодтом для Аничкова моста Петербурга. Кстати, Голицыны владели чугунолитейными заводами, благодаря чему могли украшать усадьбу чугунной скульптурой, скамейками. После революции чугунные ворота, ограда, парковые скамейки были переплавлены. От прежнего великолепия сохранились клодтовские скульптуры, канделябры главного дома и несколько львов.
Хозяин жил в усадьбе в тёплый период с апреля по октябрь, а на зиму переезжал в Москву, оставляя небольшое количество дворовых людей, большинство которых работало на Конном дворе и жили они здесь в Южном флигеле. Смотритель Конного двора, конюший Фёдор Пищиков, был московским мещанином, который верой и правдой прослужил десять лет, получая по договору очень хорошие деньги – 300 рублей в год, а также шубу и сапоги. Голицын не скупился и ценил труд профессионалов, коновал Василий Васильев получал ещё больше, огромные по тем временам деньги – 500 рублей (для сравнения, жалованье армейского кавалериста составляло 250 рублей, а чиновник средней руки зарабатывал всего 120 рублей).
Голицынские крестьяне тоже были не в обиде на князя: они жили на полном обеспечении, могли скопить денег и после отмены крепостного права многие ушли в Москву, чтобы открыть в городе своё дело. В зимний период на конюшнях содержалось 20-25 лошадей, а летом поголовье достигало сотни. В архивах сохранились и клички некоторых лошадей: Любимый, Юпитер, Кривохвостка, Астраханец, Ястреб и даже Дура. Преобладали лошади английской верховой породы, которых князь разводил на своём заводе в Перми.
В 1918 году, согласно ленинскому декрету, в усадьбу был переведён Институт экспериментальной ветеринарии, занявший под свои нужды все здания. Часть построек предназначалась под общежития для сотрудников, которые жили во флигелях Конного двора. Лишь в 1995 году учреждение было выведено за пределы исторической территории усадьбы и после реставрации, продлившейся десять лет, Конный двор предстал перед посетителями во всей красе. Сейчас на конюшне содержится десяток лошадей, манеж используется как концертная и выставочная площадка, а во флигеле размещается филиал Музея русской усадебной культуры. В музее Конного двора можно увидеть брички, тарантасы, сани, а предмет особой гордости – историческая реконструкция кареты князя Сергея Голицына, привезённой из Санкт-Петербурга в 1828 году.
Рубрика: Разное. Метки: Москва, лошади, краеведение.