Про Технополис «Москва» знает отнюдь не каждый горожанин, но любой москвич помнит, где находился автомобильный гигант АЗЛК, создававший отечественные малолитражки «Москвич». Завод закрыт и его просторные цеха осваивают арендаторы инновационного Технополиса, пригласившие ветеранов вспомнить былое и заглянуть в будущее. Поводом для встречи стало открытие выставки «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК».
Во время реконструкции корпусов был обнаружен архив АЗЛК, состоящий из уникальных документов, чертежей, фотографий. Всё найденное было отцифровано и передано на хранение специалистам Политехнического музея, фондохранилище которого размещается в цехах Технополиса.
Про советский автопром сложно говорить объективно: действительно, по многим характеристикам отечественные автомобили уступали зарубежным – за мировыми тенденциями советские конструкторы и дизайнеры не успевали, но это наша история, наша автоклассика – «Победы», «Волги», «Жигули», «Москвичи», за миллионами автомобилей – труд наших соотечественников.
Виктор Ермаков, ветеран, бывший начальник экспериментального цеха АЗЛК: Когда-то на этом месте была громадная мусорная свалка, мы всю эту свалку вывезли далеко за пределы Москвы и построили красивый и современный завод. Не только строители трудились, но и заводчане активно помогали. АЗЛК сформировал вокруг себя городскую инфраструктуру, построив дворец спорта, стадион, дворец культуры, поликлинику, общежития, а жилья было столько построено, что завод обеспечил квартирами всех, кто встал на очередь в 1989 году. На АЗЛК работали семейные династии: деды, отцы, сыновья, дочери. Сейчас есть тенденция ругать всё, что было создано в Советском Союзе, в том числе и нашего «Москвича». Но ведь в своё время «Москвич» был народным автомобилем и все владельцы знали, что он может проехать по плохим дорогам и не подведёт. Интересный факт: в год 60-летия советской власти корреспонденты газеты «Известия» на шести автомобилях «Москвич» объехали все республики СССР, чтобы сделать репортажи о том, как живут наши друзья и соседи. Этот круиз длился несколько месяцев и наши машины преодолели около 20 000 километров без единого отказа. На международных ралли иномарки ломались на трассе, а «Москвич» пусть потихоньку, но добирался до финиша.
Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей Форд, это был филиал Горьковского автозавода. А затем поступило задание освоить производство легкового автомобиля для широких слоёв населения. Отсутствие опыта в проектировании малолитражных автомобилей вынудило руководство обратиться к зарубежной практике и изучить наиболее интересные конструкции. В качестве прототипа выбрали английский Ford Prefect, но для нашей версии был изготовлен более современный кузов. Так родилась первая малолитражка КИМ-10.
В июне 1945 года в Кремле был организован показ перспективных автомобилей и малолитражки представляли КИМ-10 и Opel Kadett. КИМ показался Сталину слишком тесным и выбор был сделан в пользу немецкого трофея. С заводов Опеля удалось вывезти лишь несколько штампов, а основная техническая документация оказалась недоступна. Несколько трофейных машин были разобраны на детали и тщательно исследованы вплоть до химического состава металла. В 1947 году автомобиль под названием «Москвич-400» пошёл в серийное производство и пару десятилетий завод оставался монополистом на рынке.
В 1960-е годы у «Москвича» появился принципиально новый дизайн, впрочем, это был отголосок американской моды. С появлением «Москвича-408» и «Москвича-412» дизайнерская мысль словно замерла на четверть века, АЗЛК потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель отдавал предпочтение продукции Волжского автозавода. Можно ли было спасти «Москвич»? Существуют разные мнения. Возможно, имело смысл озаботиться не количеством, а качеством, но тут многое зависело от смежников, поставлявших комплектующие. Возможно, роковую роль сыграл распад СССР и свёртывание системы плановой экономики на фоне наступающего экономического кризиса. Итог известен: в 2007 году конвейер АЗЛК остановился.
Довоенные цеха (метро «Волгоградский проспект») сносят, а корпуса на новой территории (возле метро «Текстильщики») были построены к 1971 году и их состояние позволяет использование под производственные нужды. Автозаводские конвейеры демонтированы, заменены балки, перестелены полы и просторные цеха заняли арендаторы Технополиса.
Генеральный директор Технополиса «Москва» Игорь Ищенко поблагодарил ветеранов автозавода, чьими руками и талантами это место стало великим: «Когда нас позвали реанимировать завод, да, с новым прочтением, новыми задачами, мы с удовольствием согласились. И я могу вам доложить, что завод живёт, это место вновь стало домом для тысяч людей, новой флагманской индустриальной площадкой. Это место для людей, создающих новую индустрию, меняющих лицо города. Приоритет – инвесторам, которые занимаются новыми разработками и их внедрением вплоть до серийного производства».
Рабочие и инженеры АЗЛК ознакомились с экспозицией выставки «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК» и совершили экскурсию по цехам, где прошла их трудовая жизнь. Ветераны остались вполне удовлетворены увиденным в бывших прессовом и сборочно-испытательном цехах. Как и говорил Игорь Ищенко, места в Технополисе получили компании, использующие самое современное оборудование и производящие качественный продукт: здесь и полиграфия полного цикла, и изготовление композиционных материалов по своим свойствам заменяющих металл. А с историческими артефактами гостей познакомили хранители Политехнического музея, в котором собрано всё разнообразие идей, изобретений, удивительных открытий, на протяжении нескольких веков менявших мир.
Наталья Сергиевская, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея: «Когда в 2013 году Политехнический музей уходил на реконструкцию исторического здания, администрация и часть коллекции переехала на ВДНХ, но все фонды там разместиться не могли. Тогда было заключено соглашение с Технополисом «Москва» о размещении коллекции, научного архива, реставрационных мастерских и музейной библиотеки, насчитывающей два с половиной миллиона изданий. Ни один современный музей не может себе позволить устроить склад в историческом здании в центре города, поэтому значительная часть коллекция останется здесь и после нашего возвращения на Новую площадь. Мы расширяем нашу деятельность по изучению истории индустриального периода в СССР и передача архива АЗЛК – это событие символическое. Автозаводцы здесь собирали машины, а мы собираем историю».
Политехнический музей выставляет в открытых фондах лишь часть коллекции, а всё остальное хранится в ящиках на паллетах. Каждый предмет знает своё место, здесь всё пронумеровано, есть общая база, с помощью которой можно быстро найти нужный экспонат. Показать полную коллекцию Политеха нереально, но созданы так называемые «открытые фонды» и часть коллекции доступна для осмотра в составе экскурсионной группы. Фондохранилище – это служебная территория, святая святых, поэтому необходима предварительная запись на сайте музея. Экскурсии проводят хранители, научные сотрудники, их жизнь связана с коллекцией Политехнического музея.
Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Москва, завод, авто, музей, ретро.