25.11.2017 23:37

Ветераны-автозаводцы совершили экскурсию по цехам Технополиса «Москва»

Текст и фото: Евгений Чесноков

Про Технополис «Москва» знает отнюдь не каждый горожанин, но любой москвич помнит, где находился автомобильный гигант АЗЛК, создававший отечественные малолитражки «Москвич». Завод закрыт и его просторные цеха осваивают арендаторы инновационного Технополиса, пригласившие ветеранов вспомнить былое и заглянуть в будущее. Поводом для встречи стало открытие выставки «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК».

Технополис Москва

Во время реконструкции корпусов был обнаружен архив АЗЛК, состоящий из уникальных документов, чертежей, фотографий. Всё найденное было отцифровано и передано на хранение специалистам Политехнического музея, фондохранилище которого размещается в цехах Технополиса.

Про советский автопром сложно говорить объективно: действительно, по многим характеристикам отечественные автомобили уступали зарубежным — за мировыми тенденциями советские конструкторы и дизайнеры не успевали, но это наша история, наша автоклассика — «Победы», «Волги», «Жигули», «Москвичи», за миллионами автомобилей — труд наших соотечественников.

Технополис Москва

Виктор Ермаков, ветеран, бывший начальник экспериментального цеха АЗЛК: Когда-то на этом месте была громадная мусорная свалка, мы всю эту свалку вывезли далеко за пределы Москвы и построили красивый и современный завод. Не только строители трудились, но и заводчане активно помогали. АЗЛК сформировал вокруг себя городскую инфраструктуру, построив дворец спорта, стадион, дворец культуры, поликлинику, общежития, а жилья было столько построено, что завод обеспечил квартирами всех, кто встал на очередь в 1989 году. На АЗЛК работали семейные династии: деды, отцы, сыновья, дочери. Сейчас есть тенденция ругать всё, что было создано в Советском Союзе, в том числе и нашего «Москвича». Но ведь в своё время «Москвич» был народным автомобилем и все владельцы знали, что он может проехать по плохим дорогам и не подведёт. Интересный факт: в год 60-летия советской власти корреспонденты газеты «Известия» на шести автомобилях «Москвич» объехали все республики СССР, чтобы сделать репортажи о том, как живут наши друзья и соседи. Этот круиз длился несколько месяцев и наши машины преодолели около 20 000 километров без единого отказа. На международных ралли иномарки ломались на трассе, а «Москвич» пусть потихоньку, но добирался до финиша.

Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей Форд, это был филиал Горьковского автозавода. А затем поступило задание освоить производство легкового автомобиля для широких слоёв населения. Отсутствие опыта в проектировании малолитражных автомобилей вынудило руководство обратиться к зарубежной практике и изучить наиболее интересные конструкции. В качестве прототипа выбрали английский Ford Prefect, но для нашей версии был изготовлен более современный кузов. Так родилась первая малолитражка КИМ-10.

Технополис Москва

В июне 1945 года в Кремле был организован показ перспективных автомобилей и малолитражки представляли КИМ-10 и Opel Kadett. КИМ показался Сталину слишком тесным и выбор был сделан в пользу немецкого трофея. С заводов Опеля удалось вывезти лишь несколько штампов, а основная техническая документация оказалась недоступна. Несколько трофейных машин были разобраны на детали и тщательно исследованы вплоть до химического состава металла. В 1947 году автомобиль под названием «Москвич-400» пошёл в серийное производство и пару десятилетий завод оставался монополистом на рынке.

Технополис Москва

В 1960-е годы у «Москвича» появился принципиально новый дизайн, впрочем, это был отголосок американской моды. С появлением «Москвича-408» и «Москвича-412» дизайнерская мысль словно замерла на четверть века, АЗЛК потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель отдавал предпочтение продукции Волжского автозавода. Можно ли было спасти «Москвич»? Существуют разные мнения. Возможно, имело смысл озаботиться не количеством, а качеством, но тут многое зависело от смежников, поставлявших комплектующие. Возможно, роковую роль сыграл распад СССР и свёртывание системы плановой экономики на фоне наступающего экономического кризиса. Итог известен: в 2007 году конвейер АЗЛК остановился.

Технополис Москва

Технополис Москва

Довоенные цеха (метро «Волгоградский проспект») сносят, а корпуса на новой территории (возле метро «Текстильщики») были построены к 1971 году и их состояние позволяет использование под производственные нужды. Автозаводские конвейеры демонтированы, заменены балки, перестелены полы и просторные цеха заняли арендаторы Технополиса.

Технополис Москва

Генеральный директор Технополиса «Москва» Игорь Ищенко поблагодарил ветеранов автозавода, чьими руками и талантами это место стало великим: «Когда нас позвали реанимировать завод, да, с новым прочтением, новыми задачами, мы с удовольствием согласились. И я могу вам доложить, что завод живёт, это место вновь стало домом для тысяч людей, новой флагманской индустриальной площадкой. Это место для людей, создающих новую индустрию, меняющих лицо города. Приоритет — инвесторам, которые занимаются новыми разработками и их внедрением вплоть до серийного производства».

Технополис Москва

Технополис Москва

Технополис Москва

Рабочие и инженеры АЗЛК ознакомились с экспозицией выставки «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК» и совершили экскурсию по цехам, где прошла их трудовая жизнь. Ветераны остались вполне удовлетворены увиденным в бывших прессовом и сборочно-испытательном цехах. Как и говорил Игорь Ищенко, места в Технополисе получили компании, использующие самое современное оборудование и производящие качественный продукт: здесь и полиграфия полного цикла, и изготовление композиционных материалов по своим свойствам заменяющих металл. А с историческими артефактами гостей познакомили хранители Политехнического музея, в котором собрано всё разнообразие идей, изобретений, удивительных открытий, на протяжении нескольких веков менявших мир.

Наталья Сергиевская, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея: «Когда в 2013 году Политехнический музей уходил на реконструкцию исторического здания, администрация и часть коллекции переехала на ВДНХ, но все фонды там разместиться не могли. Тогда было заключено соглашение с Технополисом «Москва» о размещении коллекции, научного архива, реставрационных мастерских и музейной библиотеки, насчитывающей два с половиной миллиона изданий. Ни один современный музей не может себе позволить устроить склад в историческом здании в центре города, поэтому значительная часть коллекция останется здесь и после нашего возвращения на Новую площадь. Мы расширяем нашу деятельность по изучению истории индустриального периода в СССР и передача архива АЗЛК — это событие символическое. Автозаводцы здесь собирали машины, а мы собираем историю».

Технополис Москва

Технополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис МоскваТехнополис Москва

Политехнический музей выставляет в открытых фондах лишь часть коллекции, а всё остальное хранится в ящиках на паллетах. Каждый предмет знает своё место, здесь всё пронумеровано, есть общая база, с помощью которой можно быстро найти нужный экспонат. Показать полную коллекцию Политеха нереально, но созданы так называемые «открытые фонды» и часть коллекции доступна для осмотра в составе экскурсионной группы. Фондохранилище — это служебная территория, святая святых, поэтому необходима предварительная запись на сайте музея. Экскурсии проводят хранители, научные сотрудники, их жизнь связана с коллекцией Политехнического музея.

Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Москва, завод, авто, музей, ретро.

Другие публикации

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

19.03.2019 в 10:28

Представление без слов, или новое BMW 3 Серии


14 марта BMW Advance совместно с модным брендом Ponomarev организовали премьеру нового BMW 3 серии и презентовали уникальную коллекцию одежды.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

11.03.2019 в 15:36

«Motorsport Expo 2019»


В столичном «Экспоцентре» третий год подряд проходит выставка достижений российского автоспорта.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 20:35

Революция в Останкино. Ой, реновация


В Москве закипели очередные страсти вокруг многострадальной реновации.

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

20.02.2019 в 02:20

Московское метро. Остановка по требованию


Журналистам показали, как метрополитен использует вынужденный простой на благо пассажиров.