01.12.2017 18:21

Авангард — короткий, но яркий период архитектуры в СССР

Текст и фото: Евгений Чесноков

Выставка «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции» открылась 1 декабря в Музее архитектуры на Воздвиженке. Октябрьская революция повлекла за собой и революционные перемены в искусстве и архитектуре. Авангард должен был переформатитровать купеческую Москву в совершенно новый город с другим темпом жизни и другими ориентирами населения.

Куратор Ирина Чепкунова: «Вся наша выставка построена по типологическому принципу и размещается в семи залах. Открывается экспозиция архитектурной фантазией Город Солнца архитектора Ивана Леонидова, что символично, ведь свет авангарда и в наши дни продолжает будить архитекторов, вдохновлять на поиски».

Если в первом зале показаны утопические идеи, то в других представлены вполне прагматичные проекты, привязанные к реальности двадцатых годов: жилые, индустриальные, административные здания, учреждения культуры. Архитектурный стиль авангард просуществовал недолго — с середины 1920-х годов до начала 1930-х, но за этот период было построено очень много — промышленные гиганты, жильё, рабочие клубы, фабрики-кухни. В то время было создано само понятие жилого квартала в его современном понимании — со всей необходимой жителям инфраструктурой, школами, магазинами, спортивными объектами, кинотеатрами. Рабочие клубы — заводские центры досуга с театральным залом и помещениями для кружков и секций – строили в каждом районе. Вскоре после окончания Гражданской войны началось массовое жилищное строительство, и это важно было — преодолеть разруху и начать новую жизнь. Хотя улучшение жилищных условий и растянулось на десятилетия, но уместно вспомнить, что советское государство предоставляло трудящимся квартиры бесплатно.

Авангард начался с изменений в государственной политике и спустя десяток лет завершился так же при смене политической конъюнктуры. Архитекторов загнали в профессиональный союз и они стройными рядами отправились строить здания в единой стилистике, названной «сталинской архитектурой» или, как говорили в те времена, «освоением классического наследия».

Многие проекты советских архитекторов-авангардистов были востребованы, некоторые остались на бумаге, в эскизах и чертежах. Пожалуй, эти нереализованные идеи — самая интересная часть выставки в Музее архитектуры, которая продлится до 1 апреля.

Проект Ивана Леонидова. Памятник последнему солдату, погибшему в последней войне (1948)

Проект Дома Наркомтяжпрома. Такой небоскрёб, спроектированный Леонидовым в 1934-1935 годах, мог появиться на Красной площади. Это яркий и масштабный проект, опередивший своё время, ведь многие современные архитекторы используют подобную энергетику. Крайне неудачной была лишь предлагаемая локация новостройки в историческом центре возле Кремля и, вероятно, это обстоятельство и повлияло на то, что проект оказался невостребованным.

До наших дней сохранились далеко не все здания эпохи авангарда, многие социальные объекты перепрофилированы под современные задачи, например, в бывших банных комплексах размещаются фитнес-центры, фабрики-кухни заняты офисами, а планировка домов-коммун изменена с учётом современных требований к жилым помещениям. А знаете ли вы русский авангард? Как думаете, для каких целей были спроектированы здания, изображённые на фотографиях?

Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, экспозиция.

Другие публикации