«Храните полное молчание, молчание до самого конца! Не пытайтесь прикоснуться ни к кому из жителей дома, вы не знаете, к чему это может привести. Но не пугайтесь тех, кто прикоснётся к вам»,- суровый женский голос предостерегает зрителей перед началом спектакля «Дом 19/07».
Прогулка по особняку началась в гостиной, продолжилась в покоях хозяйки, в столовой и завершилась в большом парадном зале, а рассказала об истории здания экскурсовод и москвовед Мария Подъяпольская. Планировка помещений времён позднего классицизма была продумана до мелочей, к примеру, для размещения музыкантов, играющих во время балов, был предусмотрен балкон-антресоли. Назначение некоторых комнат дома Поливанова не ясно, в них могли быть либо спальня, либо детская, либо кабинет хозяина. Лучшие комнаты располагались в мезонине: из окон была видна малоэтажная Москва.
Дом с мезонином в Денежном переулке был построен в 1823 году дворянином, кавалергардом, поручиком в отставке Александром Поливановым. Это старинный дворянский род, преуспевший на воинской службе и хозяин дома – не исключение. Он сражался с наполеновскими войсками в нескольких битвах, имел награды, но в войне 1812 года уже не участвовал, так как был отправлен в отставку по состоянию здоровья. В Москве он бывал наездами, а большую часть времени проводил с семьёй во Владимирской губернии в своих имениях. Скромный московский дом на Арбате сдавался в наём и пустовал редко. Имя его архитектора осталось неизвестным, хотя некоторые источники приписывают проект Афанасию Григорьеву. Позднее особняк перешёл семье купцов Пановых и последней владелицей стала почётная гражданка Елизавета Горожанкина.
После революции советская власть национализировала частное жильё, превратив особняк в коммуналку. В годы Великой Отечественной войны здание заняла школа связистов. Здесь жили и учились девушки-радистки во время прохождения ускоренных курсов. В течение трёх месяцев они проходили интенсивный курс, занимаясь ежедневно по 10-12 часов, а по завершении отправлялись на фронт или оставались в резерве.
Сейчас особняк Поливанова – один из немногих сохранившихся в Москве деревянных особняков, хотя двести лет назад их строилось очень много: город быстро возрождался из пепла наполеоновского пожара. Любопытно, что тогдашние власти запретили строить деревянные дома выше одного этажа, таким образом стимулируя возведение каменных зданий, которые при строительстве обходились владельцам дороже, зато быль не столь пожароопасны.
На этом же участке был деревянный одноэтажный флигель, сгоревший в 1960-е годы, а вот главный дом усадьбы сохранился в неизменном виде. Тревожный момент случился в начале двухтысячных, когда расселённое здание ветшало, затянутое сеткой. Неравнодушные москвичи боролись за этот дом, собирали подписи. К счастью, нашёлся фонд, который решил вложить средства в восстановление особняка Поливанова. Оригинальных артефактов от подлинного дома осталось очень немного, в частности, печи в гостиной и других помещениях. А лепнину на стенах и потолке, искусственный мрамор тёплых тонов, паркет, дверные ручки выполнили реставраторы. Рисунок паркета в каждой комнате разный, характерный для эпохи ампира, подобранный специалистами и согласованный с Москомнаследием. Мебель в комнатах изготовлена под старину для антуража театрального действа «Дом 19/07», а вот рояль и пианино весьма почтенного возраста.
Дом находится в федеральной собственности и взят в аренду Фондом социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия. Некоторые организационные сложности возникли несколько лет назад, когда московская и федеральная власти выясняли принадлежность исторической постройки, но это уже в прошлом. Вполне возможно, что в особняк будут водить экскурсии, рассказывающие о жизни купеческой Москвы, а пока главным культурным контентом этого пространства является иммерсивный театральный проект «Дом 19/07».
Иммерсивный театр – явление у нас новое и означает, что зрители не сидят в креслах театрального зала, а во время всего спектакля совершают променад по комнатам и залам, где их ждут неожиданные повороты действия. Всё это отчасти напоминает квест, форсирующий интригу. По сюжету лишь одна героиня из нашего времени, а остальные живут в 1907 году и можно сказать, что все они – призраки усадьбы.
Разумеется, мы не будем спойлерить и лишь упомянем, что в новом проекте зрителей ждут коллизии, которые вполне могли случиться в этом доме в 1907 году. Здесь есть место любви, мистике, страсти, азарту, романсам и песням. На кастинге из 300 претендентов были отобраны десять главных героев, артистов, сотрудничающих с продюсером популярных мюзиклов, компанией Стейдж Энтертейнмент, и Театром музыкальной комедии из Санкт-Петербурга. В спектакле есть иллюзионные номера, задействованы проекции и видеоряд, а по окончании двухчасового зрелища зрителей будет ждать угощение по дореволюционным рецептам.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: театр, спектакль.