В октябре 2017 года был освящён храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынке. В нём разместились и воскресная школа, и культурно-просветительский центр, здесь образован народный хор, работают кружки и секции. Хотя с трёх сторон раскинулась индустриальная зона авиационных предприятий и спортивные объекты ЦСКА, а жилые кварталы находятся на некотором отдалении, прихожан много и люди готовы издалека приходить в храм, чтобы послушать настоятеля протоиерея Василия Биксея.
В 2014 году на этом месте открылся деревянный храм-часовня Архангела Гавриила в память героев-авиаторов, а каменный храм преподобного Сергия Радонежского со временем вырос по соседству. Обе постройки молодые, но имеют непосредственное отношение к истории Москвы. В XIX веке на Ходынке разбивали летний лагерь гренадеры, драгуны, казаки, артиллеристы (зимой они квартировали в московских казармах) и походный храм не мог вместить верующих воинов.
В 1893 году на Ходынском поле была построена и освящёна Сергиевская церковь, рубленная из сосновых балок. Достопочтенные граждане подарили храму иконы, предметы утвари и даже башенные часы. В 1917 году полковой храм закрыли, дабы религия не отвлекала красноармейцев от борьбы за идеалы мировой революции, а через четыре года произошло разорение изящных интерьеров. В здании предлагалось разместить читальню и партийный лекторий, но вскоре его вовсе разобрали. Находилась церковь возле берёзовой рощи на западной окраине Ходынки. Примерно на этом месте построен жилой дом № 17 по Ходынскому бульвару.
В ХХ веке казаков и гренадеров на Ходынке сменили авиаторы, с 1910 года территория передана Московскому обществу воздухоплавателей, построены ангары и мастерские. В 1920 году здесь создаётся научно-опытный аэродром Военно-Воздушных Сил.
На аэродроме лётчики-испытатели поднимали в воздух новые образцы самолётов, зачастую рискуя жизнью. Около ста пилотов в разные годы погибло на Ходынском поле и только в память о Валерии Чкалове установлен мемориальный камень. В 1996 году ветераны-авиаторы обратились в Московскую Патриархию и к городским властям с просьбой увековечить память своих товарищей. Дело двигалось неспешно и лишь в 2003 году одобрен эскиз работы архитектора Е.Серова, утверждено место строительства, а построили часовню совсем недавно.
В советские годы новых храмов практически не возводили, некоторые традиции храмовой архитектуры были утрачены. Но, как выясняется, каких-то особых приёмов нет: архитектор знает и проектирует пространство функции, работая в содружестве с заказчиком и прислушиваясь к его советам, если они не противоречат эстетическим принципам. А что касается храмов, то достаточно быть человеком православным, по субботам и воскресеньям ходить в церковь, понимать жизнь прихода, знать, как проводятся службы.
Так профессор МАРХИ Сергей Кузнецов, строивший жилые здания и учебные заведения, стал проектировать храмы, их уже четырнадцать в его послужном списке. В Москве он восстанавливал Благовещенский храм в Петровском парке, а по программе строительства 200 новых храмов работал над деревянной церковью в Марьино и ещё не построенным в окрестностях станции метро «Каховская» храмом.
На новую работу его вдохновил собор Сан Марко в Венеции, точнее, планировка собора. Богослужения ведь не всегда проходили в специально построенных для религиозных таинств зданиях, в Византии под храмы приспосабливали базилики, просторные административные постройки с коридорами-нефами. Подобную схему стали использовать и в храмовой архитектуре. Так и на Ходынском поле мы можем видеть храм с этой особенностью – базиликальным расположением пяти куполов одного диаметра. Три купола словно ведут нас от притвора к причастию.
В одном объёме удалось объединить храм на тысячу человек и воскресную школу, все служебные помещения. В старину таких храмов не строили, просто плотность населения была другая. Белый цвет – дань русским традициям, когда храмы строили из белого камня, сейчас при строительстве использовался кирпич и железобетон. Часть интерьеров так и останется белоснежной, а часть распишут фресками. Господь послал мастеров-каменщиков, которые хоть и впервые работали на строительстве храма и трижды перекладывали арку, держащую лестницу, но в итоге всё сделали идеально по замыслу Кузнецова. А колокола отлиты в городе Тутаеве, это современное литейное производство, но с использованием некоторых традиционных технологий.
Отец Василий, настоятель: «Я увидел подход трепетного христианского отношения, при котором не теряется естественность, где есть не гладь европейская, а русская душа – где-то резкая, где-то добрая, где-то принципиальная. И когда подъезжаешь на Ходынку, кажется, что этот храм здесь стоит лет триста».
Рубрика: Разное. Метки: аэродром, храм.