На окраине парка Кузьминки в старом складском ангаре спрятался Музей индустриальной культуры. Те, кто знает о нём, рекомендуют посетить это место друзьям и знакомым, тем более, что вход в музей всегда бесплатный. Уникальность проекта – в бескорыстном желании сохранить для детей и внуков воспоминания о нашей недавней истории.
Открылся музей поначалу под крылом газеты «АвтоРевю» и назывался Музей экипажей и автомобилей. У него тогда был бюджет, была получена исходно-разрешительная документация по проекту строительства нового здания, но в какой-то момент главный редактор отказался от музея. Сотрудник «АвтоРевю» Лев Железняков уволился из газеты и реанимировал самобытный музейный проект без финансирования и без прав на эту территорию. Местные власти, Департамент культуры и Департамент земельных отношений города Москвы пошли навстречу и дали время на поиски нового инвестора, которые продолжаются с 2010 года.
Варианты инвестирования предлагались, но они не укладывались в формат народного музея. Инвестору интересно вкладываться в проекты, способные приносить отдачу как можно скорее и как можно больше. А изюминка Музея индустриальной культуры в том, что это музей воспоминаний: экспонаты сюда передают сами горожане, и посмотреть на них можно бесплатно. С тех пор изменилось земельное законодательство и земля теперь предоставляется не префектурой решением комиссии, а по условиям тендера. Кадастровая стоимость этого участка 106 миллионов, и торги будут проводиться исходя из стоимости этой территории, сводя шансы музея к нулю.
Насколько качественную продукцию выпускала отечественная промышленность? – спросил корреспондент РБ у директора музея льва Железнякова.
«Плановая экономика давала стабильную загруженность предприятий и трудоустройство населения. На тот период это был единственно возможный вариант. Крупные промышленные центры в СССР сформировались в столицах союзных республик, были налажены партнёрские отношения с социалистическими странами. Болгария поставляла овощи и электропогрузчики, Венгрия – автобусы, Чехословакия и Румыния – мебель, одежду и обувь, ГДР – электронику, вагоны, теплоходы. Что-то было лучше у нас, что-то у партнёров по Совету экономической взаимопомощи.
Но у системы государственного планирования имелся большой недостаток – отсутствие конкуренции. Заводы не были заинтересованы в улучшении и обновлении своей продукции. После распада Союза и заводы были, и оборудование, был квалифицированный персонал, но инициативу задушило налоговое бремя. Возник большой перерыв, когда наша промышленность не работала, и сейчас восстанавливать сложно, приходится всё начинать с нуля. Ушло поколение профессиональных токарей, фрезеровщиков и мастеров других рабочих специальностей, существует большая кадровая проблема».
Многие экспонаты музея можно было увидеть в каждом доме, а некоторые раритеты вызывают вопросы: «что это, откуда, как работает?», и сотрудники стараются удовлетворить любопытство посетителей.
Ротатор – предшественник ксерокса, устройство трафаретного способа действия, способное печатать небольшие тиражи. Сначала в обычную пишущую машинку заправляли вощёную бумагу и печатали нужный текст: бумага пробивалась, получался трафарет. Трафарет устанавливали в ротатор, заливали краску и вращали рукоять барабана, получая на белой бумаге оттиск. Ротатор был изобретён в конце XIX века и использовался очень долго, пока ему на смену пришли ризографы. В музее представлен чешский ротатор Циклос выпуска шестидесятых годов, списанный из Пролетарского райсовета.
В советские годы у всех заводов была обязанность использовать отходы производства и выпускать товары ширпотреба. Например, АЗЛК производил детские педальные автомобильчики.
Микшерный пульт Tesla (Чехословакия) с колонками и блоками усилителей из конференц-зала Министерства торговли СССР
Бортовой самописец («чёрный ящик») на магнитной плёнке, устанавливавшийся на пассажирских самолётах Ту-154. Во время полёта одновременно работают несколько таких устройств – один записывает речь пилотов, другие фиксируют данные приборов.
GR 500 – мотоцикл сборной СССР для кольцевых гонок по гаревой дорожке (конец 1960-х годов), переданный в музей из ДОСААФ
Гибрид-2 – специальный манекен для проверки автомобиля на пассивную безопасность. Этот манекен весит 65 килограммов, он напичкан датчиками и принимал участие в краш-тестах.
В музее можно найти вещи по любой тематике. Часть экспозиции посвящена кустарному и артельному производству изделий для деревенских жителей. Например, в каждом селе были специалисты, изготовлявшие конную упряжь, да и в Москве работал завод конно-спортивного инвентаря. Среди хомутов прячутся старинные прялки, а продолговатая коробка с гирей – это ловушка для крыс.