08.01.2018 16:51

Музей воспоминаний в парке Кузьминки

Текст и фото: Евгений Чесноков

На окраине парка Кузьминки в старом складском ангаре спрятался Музей индустриальной культуры. Те, кто знает о нём, рекомендуют посетить это место друзьям и знакомым, тем более, что вход в музей всегда бесплатный. Уникальность проекта — в бескорыстном желании сохранить для детей и внуков воспоминания о нашей недавней истории.

музей

Открылся музей поначалу под крылом газеты «АвтоРевю» и назывался Музей экипажей и автомобилей. У него тогда был бюджет, была получена исходно-разрешительная документация по проекту строительства нового здания, но в какой-то момент главный редактор отказался от музея. Сотрудник «АвтоРевю» Лев Железняков уволился из газеты и реанимировал самобытный музейный проект без финансирования и без прав на эту территорию. Местные власти, Департамент культуры и Департамент земельных отношений города Москвы пошли навстречу и дали время на поиски нового инвестора, которые продолжаются с 2010 года.

Варианты инвестирования предлагались, но они не укладывались в формат народного музея. Инвестору интересно вкладываться в проекты, способные приносить отдачу как можно скорее и как можно больше. А изюминка Музея индустриальной культуры в том, что это музей воспоминаний: экспонаты сюда передают сами горожане, и посмотреть на них можно бесплатно. С тех пор изменилось земельное законодательство и земля теперь предоставляется не префектурой решением комиссии, а по условиям тендера. Кадастровая стоимость этого участка 106 миллионов, и торги будут проводиться исходя из стоимости этой территории, сводя шансы музея к нулю.

Насколько качественную продукцию выпускала отечественная промышленность? — спросил корреспондент РБ у директора музея льва Железнякова.
«Плановая экономика давала стабильную загруженность предприятий и трудоустройство населения. На тот период это был единственно возможный вариант. Крупные промышленные центры в СССР сформировались в столицах союзных республик, были налажены партнёрские отношения с социалистическими странами. Болгария поставляла овощи и электропогрузчики, Венгрия — автобусы, Чехословакия и Румыния — мебель, одежду и обувь, ГДР — электронику, вагоны, теплоходы. Что-то было лучше у нас, что-то у партнёров по Совету экономической взаимопомощи.

Но у системы государственного планирования имелся большой недостаток — отсутствие конкуренции. Заводы не были заинтересованы в улучшении и обновлении своей продукции. После распада Союза и заводы были, и оборудование, был квалифицированный персонал, но инициативу задушило налоговое бремя. Возник большой перерыв, когда наша промышленность не работала, и сейчас восстанавливать сложно, приходится всё начинать с нуля. Ушло поколение профессиональных токарей, фрезеровщиков и мастеров других рабочих специальностей, существует большая кадровая проблема».

Многие экспонаты музея можно было увидеть в каждом доме, а некоторые раритеты вызывают вопросы: «что это, откуда, как работает?», и сотрудники стараются удовлетворить любопытство посетителей.

музей

Ротатор — предшественник ксерокса, устройство трафаретного способа действия, способное печатать небольшие тиражи. Сначала в обычную пишущую машинку заправляли вощёную бумагу и печатали нужный текст: бумага пробивалась, получался трафарет. Трафарет устанавливали в ротатор, заливали краску и вращали рукоять барабана, получая на белой бумаге оттиск. Ротатор был изобретён в конце XIX века и использовался очень долго, пока ему на смену пришли ризографы. В музее представлен чешский ротатор Циклос выпуска шестидесятых годов, списанный из Пролетарского райсовета.

музей

В советские годы у всех заводов была обязанность использовать отходы производства и выпускать товары ширпотреба. Например, АЗЛК производил детские педальные автомобильчики.

музей

Микшерный пульт Tesla (Чехословакия) с колонками и блоками усилителей из конференц-зала Министерства торговли СССР

музей

Бортовой самописец («чёрный ящик») на магнитной плёнке, устанавливавшийся на пассажирских самолётах Ту-154. Во время полёта одновременно работают несколько таких устройств — один записывает речь пилотов, другие фиксируют данные приборов.

музей

GR 500 — мотоцикл сборной СССР для кольцевых гонок по гаревой дорожке (конец 1960-х годов), переданный в музей из ДОСААФ

музей

Гибрид-2 — специальный манекен для проверки автомобиля на пассивную безопасность. Этот манекен весит 65 килограммов, он напичкан датчиками и принимал участие в краш-тестах.

музей

В музее можно найти вещи по любой тематике. Часть экспозиции посвящена кустарному и артельному производству изделий для деревенских жителей. Например, в каждом селе были специалисты, изготовлявшие конную упряжь, да и в Москве работал завод конно-спортивного инвентаря. Среди хомутов прячутся старинные прялки, а продолговатая коробка с гирей — это ловушка для крыс.
музеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузей

Рубрика: Разное. Метки: Москва, Кузьминки, музей, СССР, ностальгия.

Другие публикации

25.06.2019 в 13:47

«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово


Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах.

21.06.2019 в 02:33

Столице — надёжное энергоснабжение


Подстанция «Берсеневская» введена в эксплуатацию в сентябре 2016 года в качестве замены ГЭС-2, в реконструируемых корпусах которой в будущем откроется музей.

16.06.2019 в 17:19

«Город на память». 481. Люблино спальное


Современный район Люблино, в котором проживает свыше 170 000 человек, вырос из небольшого одноимённого села.

15.06.2019 в 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское


Московская улица - главная улица города Люблино - в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода.

11.06.2019 в 00:43

«Город на память». 478. Сталинки на Октябрьском Поле


В 1930-е годы московские власти отказались от дальнейшей постройки конструктивистских рабочих городков и принялись возводить куда более комфортные ведомственные дома.

28.05.2019 в 16:01

Самолеты, вертолеты, змеи и детская радость в подмосковном небе


25 и 26 мая на аэродроме «Черное» прошел единственный в России фестиваль, целиком и полностью связанный с небом – «Небо: теория и практика».

03.05.2019 в 14:26

Промонстрировали всё, что хотели


Что творилось на Монстрациях в Москве и Воронеже.

15.04.2019 в 14:54

Москвичи выступили против строительного произвола


Активисты и неравнодушные горожане собрались на митинге «Защитим Москву».

27.03.2019 в 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон


В детском возрасте в этом павильоне было скучно, а позже - противно: за роскошными фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок. А что сейчас?

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».