08.01.2018 16:51

Музей воспоминаний в парке Кузьминки

Текст и фото: Евгений Чесноков

На окраине парка Кузьминки в старом складском ангаре спрятался Музей индустриальной культуры. Те, кто знает о нём, рекомендуют посетить это место друзьям и знакомым, тем более, что вход в музей всегда бесплатный. Уникальность проекта — в бескорыстном желании сохранить для детей и внуков воспоминания о нашей недавней истории.

музей

Открылся музей поначалу под крылом газеты «АвтоРевю» и назывался Музей экипажей и автомобилей. У него тогда был бюджет, была получена исходно-разрешительная документация по проекту строительства нового здания, но в какой-то момент главный редактор отказался от музея. Сотрудник «АвтоРевю» Лев Железняков уволился из газеты и реанимировал самобытный музейный проект без финансирования и без прав на эту территорию. Местные власти, Департамент культуры и Департамент земельных отношений города Москвы пошли навстречу и дали время на поиски нового инвестора, которые продолжаются с 2010 года.

Варианты инвестирования предлагались, но они не укладывались в формат народного музея. Инвестору интересно вкладываться в проекты, способные приносить отдачу как можно скорее и как можно больше. А изюминка Музея индустриальной культуры в том, что это музей воспоминаний: экспонаты сюда передают сами горожане, и посмотреть на них можно бесплатно. С тех пор изменилось земельное законодательство и земля теперь предоставляется не префектурой решением комиссии, а по условиям тендера. Кадастровая стоимость этого участка 106 миллионов, и торги будут проводиться исходя из стоимости этой территории, сводя шансы музея к нулю.

Насколько качественную продукцию выпускала отечественная промышленность? — спросил корреспондент РБ у директора музея льва Железнякова.
«Плановая экономика давала стабильную загруженность предприятий и трудоустройство населения. На тот период это был единственно возможный вариант. Крупные промышленные центры в СССР сформировались в столицах союзных республик, были налажены партнёрские отношения с социалистическими странами. Болгария поставляла овощи и электропогрузчики, Венгрия — автобусы, Чехословакия и Румыния — мебель, одежду и обувь, ГДР — электронику, вагоны, теплоходы. Что-то было лучше у нас, что-то у партнёров по Совету экономической взаимопомощи.

Но у системы государственного планирования имелся большой недостаток — отсутствие конкуренции. Заводы не были заинтересованы в улучшении и обновлении своей продукции. После распада Союза и заводы были, и оборудование, был квалифицированный персонал, но инициативу задушило налоговое бремя. Возник большой перерыв, когда наша промышленность не работала, и сейчас восстанавливать сложно, приходится всё начинать с нуля. Ушло поколение профессиональных токарей, фрезеровщиков и мастеров других рабочих специальностей, существует большая кадровая проблема».

Многие экспонаты музея можно было увидеть в каждом доме, а некоторые раритеты вызывают вопросы: «что это, откуда, как работает?», и сотрудники стараются удовлетворить любопытство посетителей.

музей

Ротатор — предшественник ксерокса, устройство трафаретного способа действия, способное печатать небольшие тиражи. Сначала в обычную пишущую машинку заправляли вощёную бумагу и печатали нужный текст: бумага пробивалась, получался трафарет. Трафарет устанавливали в ротатор, заливали краску и вращали рукоять барабана, получая на белой бумаге оттиск. Ротатор был изобретён в конце XIX века и использовался очень долго, пока ему на смену пришли ризографы. В музее представлен чешский ротатор Циклос выпуска шестидесятых годов, списанный из Пролетарского райсовета.

музей

В советские годы у всех заводов была обязанность использовать отходы производства и выпускать товары ширпотреба. Например, АЗЛК производил детские педальные автомобильчики.

музей

Микшерный пульт Tesla (Чехословакия) с колонками и блоками усилителей из конференц-зала Министерства торговли СССР

музей

Бортовой самописец («чёрный ящик») на магнитной плёнке, устанавливавшийся на пассажирских самолётах Ту-154. Во время полёта одновременно работают несколько таких устройств — один записывает речь пилотов, другие фиксируют данные приборов.

музей

GR 500 — мотоцикл сборной СССР для кольцевых гонок по гаревой дорожке (конец 1960-х годов), переданный в музей из ДОСААФ

музей

Гибрид-2 — специальный манекен для проверки автомобиля на пассивную безопасность. Этот манекен весит 65 килограммов, он напичкан датчиками и принимал участие в краш-тестах.

музей

В музее можно найти вещи по любой тематике. Часть экспозиции посвящена кустарному и артельному производству изделий для деревенских жителей. Например, в каждом селе были специалисты, изготовлявшие конную упряжь, да и в Москве работал завод конно-спортивного инвентаря. Среди хомутов прячутся старинные прялки, а продолговатая коробка с гирей — это ловушка для крыс.
музеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузей

Рубрика: Разное. Метки: Москва, Кузьминки, музей, СССР, ностальгия.

Другие публикации

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.