«Послушай, дело не в тебе, дело во мне», — не правда ли, очень знакомая фраза-клише завершения отношений? Её очень любят использовать в фильмах и бульварных романах, когда герои разрывают свои взаимоотношения без каких-либо видимых на то причин. А ещё лет 10-15 назад было популярно рвать таким образом отношения и в реальной жизни.
Мне кажется, что эта фраза не зря взята эпиграфом к этому тексту, а также к финальной фразе фильма Маарит Лалли «Шестой раз». Если открыть описание на большинстве известных киносайтов, то можно увидеть что-то вроде: “У Анники правило — не встречаться с мужчинами больше 5 раз, но встреча с Рикки всё меняет. Чем это закончится — можно узнать только в конце фильма”. Согласитесь, ничего интересного в этом описании нет. Оно, конечно, пытается раскрыть нам название ленты Лалли, но как-то безуспешно. Обратимся к слогану фильма: «О женщине, которая может сказать да, и мужчине, который не может сказать нет». Ну… снова какие-то расплывчатые намеки, что за «да», что за «нет»? Без просмотра не разобраться.
Нажимаем Play и окунаемся в неспешное и немного непонятное (по началу) финское кино. Рикки — риелтор, продающий квартиры в Хельсинки. Анника — не очень успешный частный детектив, следящий за неверными супругами. Во время одной такой слежки они и сталкиваются друг с другом. 3-х минутная беседа, 2-х минутный секс в квартире на продажу, телефон на визитке и потихоньку сюжет начинает закручиваться.
Взаимоотношения главных героев раскрываются не их встречами и сексом, а словами других персонажей: супружеской пары, что уже много лет вместе, и, кажется, потерявшей «запал», преподавателем танцев, что учит будущих супругов танго, напарниками Анники и… супругами главных героев. Да-да, вы не ошиблись, супругами. И Анника и Рикки успешно состоят в браке, и у каждого из них есть ребенок, однако, что-то в их жизни пошло не так. Но я и так уже слишком много рассказал о сюжете.
Основная тема фильма, как мне кажется — взаимоотношения, семья и любовь. И ещё измена. Можно ли оправдать адюльтер природой? Ну, известно же, что мужики — те ещё животные. И как в таких случаях быть женам? А каково любовнице, когда она узнает, что не одна такая?
— Лотти. Моя жена. Теперь уже бывшая. У нас с ней общий ребенок Мэрита. Мать моих старших детей. Моя коллега Санна. Вирби. Анна. Эдди. Лаура. Минни. Сари. Они все составляют ближний круг. Помимо этого, есть ещё женщины, живущие в пригороде, с которыми я регулярно вижусь. Так же есть девушки, живущие далеко от Хельсинки. По всей Финляндии. Во всех скандинавских странах. Во всех странах Балтики. А также в Германии, Бельгии и других. Страшные, красивые, счастливые, грустные, обиженные, успешные и неудачницы.
— Где я на этой картине?
— А это самое интересно! Тебя на этой картине нет.
А может ли женщина оправдать измену отсутствием страсти со стороны мужа? Ведь если страсть прошла, то и отношения себя изжили. Но является ли это предательством, ведь спустя много лет в браке «потеря страсти» возможна, а задача супругов — не растерять её совсем и не предавать друг друга, а поддерживать. Измена же всё только испортит и приведёт к «разбитому корыту». Тема, конечно же, не новая, однако, за счёт иного взгляда и подхода, менталитета, смотрится с интересом.
Фильм, как я уже говорил, неспешный, прямо как финская речь. Картинка яркая, красивая, со скандинавским колоритом в дизайне интерьеров и одежды. Зацикливания на сексе нет, и все эти сцены быстры и не особенно вызывающие.
Отдельно хочется отметить саундтрек ленты. Подобран он идеально, как мне кажется. У «Шестого раза» две основные темы: Goodbye to Yesterday эстонского дуэта Elina Born & Stig Rasta (участники «Евровидения 2015») и Mä annan sut pois Laura Närhi. Последняя трогает очень сильно, особенно в финальной сцене, от которой защемило в груди и комок подступил к горлу. Меня очень давно так не трогала музыка в подобных фильмах. Из последнего на память пришел только саундтрек к фильму Ивана Дыховичного «Вдох-выдох».
В целом, хочется сказать, что этот фильм не хватает звезд с неба, из-за финского языка и менталитета может быть не воспринят всерьез или даже не понят. Однако, если расслабиться, то перед вами будет вполне неплохая комедия/мелодрама о жизненных ценностях и взаимоотношениях, без назиданий, громких фраз и морализаторства. Как говорится, кто захочет вынести из этой ленты что-то для себя, тот это и сделает.
Режиссер: Маарит Лалли
В ролях: Пихла Виитала, Антти Луусуаниеми