16/01/2018 11:49 Рубрика: Культура. Метки: Гончаров, фестиваль, театр.

Кто такой Андрей Гончаров?

Текст и фото: Евгений Чесноков

Театральная Москва отметила 100-летие со дня рождения режиссёра Андрея Гончарова фестивалем «Гончаров-100». С его именем связано становление Театра на Малой Бронной и Театра имени Маяковского, а в ГИТИСе о нём до сих пор слагают легенды. Уж такой это был человек — неистовый, шумный, живущий театром.

Фестиваль «Гончаров-100» проходил в течение одного дня параллельно на трёх площадках — на Малой Бронной, в Маяковке, ГИТИСе, и корреспондент РБ, представив себя в роли бегающего по кругу пони, успел намотать пару кругов между храмами Мельпомены. В воспоминаниях театральных мэтров Андрей Гончаров предстаёт фигурой противоречивой, вызывавшей у учеников божественный трепет и адский ужас одновременно.

В апреле 1958 года в Московский драматический театр пришёл фронтовик, режиссёр театра Сатиры и театра Ермоловой, главный режиссёр Театра киноактёра Андрей Александрович Гончаров. Именно это имя определило новое лицо творческого коллектива. Новые лица, новые авторы, новая режиссура, всё на подъёме! В 1959 году он поставил здесь свой первый спектакль по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», который шёл более 500 раз. Автор пьесы приезжал в Москву и отмечал, что это лучшая постановка его пьесы. Старое здание уже не могло вместить всех желающих, возникла необходимость увеличить размеры сцены и зрительного зала и в апреле 1962 года театр переехал на Малую Бронную улицу. В качестве художественного руководителя Гончаров выпустил 30 премьер, к труппе присоединились Валентин Гафт, Леонид Броневой, Людмила Перепёлкина, Людмила Хмельницкая, Вера Майорова, Георгий Мартынюк.

15 января на Малой Бронной открылась фотовыставка, посвящённая творчеству Гончарова.

Сергей Голомазов:
Для меня Андрей Александрович это Учитель с большой буквы. Сказать, что я ему благодарен — это не сказать ничего. В своих разборах он постоянно упоминал Театр на Малой Бронной, это были рассказы о том, как рождается театр, создаётся труппа. Это была история из первых уст. Будучи студентами, мы не всё воспринимали, он был очень противоречивый, учил, как надо строить театр и как не надо строить театр. Я горд и счастлив, что учился у него. Для меня он жив, я с ним по-прежнему разговариваю, спорю, не соглашаюсь и продолжаю учиться.

Сергей Голомазов:
Наше поколение шло на режиссёрский факультет за свободой. Андрей Александрович при всём своём тоталитаризме и ужасе, который он наводил на окружающих, особенно в первом семестре, дарил чувство свободы. Мы не воспринимали Гончарова, как некое фундаментальное явление, на которое надо молиться и которое является истиной в конечной инстанции. Он собрал вокруг себя в нашей мастерской очень разных педагогов, Захарова, Яшина, Карагодского. Это было прекрасное сочетание режиссёров, иногда эстетически противоречащих другу другу, но мы в этом котле учились. Пришло понимание того, что театр может быть разным и это было прекрасно, это была свобода. Это было удивительное чувство полёта и творческого студенческого счастья, подаренного Гончаровым. Мы показывали отрывки и потом начиналась магия. Как он умел внятно, просто и доступно анализировать пьесу, двумя словами объяснить сложные казуистические высказывания Константина Сергеевича Станиславского о природе сверхзадачи! Он открыл для нас профессию!

Стафис Левафинос:
Гончаров очень верил в эмоциональный театр, в настоящие, горячие эмоции на сцене.

Евгений Каменькович:
Андрей Александрович придумал тотальный театр, который воздействовал на зрителя всеми возможными средствами. Он требовал, чтобы мы искали современные пьесы: «Ну что, что новенького?». И главное, он нас научил, что театром надо заниматься 24 часа в сутки. В английском футболе игроки не останавливаются все 90 минут и от нас Гончаров требовал такой вот самоотдачи. Однажды он сказал про Петра Фоменко: «Я люблю этого человека за то, что в нём мои недостатки». А Фоменко в ответ вывел идеальную формулу: «Андрей Александрович Гончаров для нас всех учитель, мучитель и спаситель».

Светлана Немоляева:
Андрей Александрович никогда не повышал голос только на Наташу Гундареву и Армена Джигарханяна. Они понимали Гончарова с полуслова, но не все были такие талантливые и сообразительные, у остальных была тяжёлая жизнь. Иногда он не разговаривал, а только кричал: «Почему меня никто не понимает?». Конечно, он создавал нечто неординарное, собрал божественную труппу, но было трудно смириться с его характером и многие ушли. Вот такой своеобразный человек.

Александра Ровенских:
Он говорил, что ему трижды повезло в жизни: первый раз, когда выскочил из такой тяжёлой истории, как война, «с двумя пилюлями», с двумя ранениями, но всё-таки — выскочил. На задание пошло 12 человек, вернулось двое. Ещё повезло с театром, потому что всегда ставил, что хотел. И третий раз повезло, потому что я любил, это большая награда.

Людмила Иванилова:
Когда я попала к Гончарову, чувствовала себя избранницей божьей. Он себя не щадил, иногда на показах сидели до часа ночи, а потом шли пешком домой. Ну ладно мы, молодые студенты, а ему было уже прилично лет. Взгляд у Гончарова был — как лезвие бритвы, окинет взором аудиторию и сразу понимает, кто вчера пил, у кого с кем роман. Кто-то из студентов был не готов, говорит: «Я ещё не собрался» — «Собираются в баню, мой милый, а здесь приходят и работают».

Наталия Каминская:
Общаясь с Гончаровым, я постепенно поняла, что это за фигура — человек, который ничего не боялся и которого все любили. Он всегда ставил, что хотел, начиная с «Вида с моста» и кончая спектаклем «Жизнь Клима Самгина». Ещё в начале восьмидесятых он говорил, что директора театров работают в абсолютно ненормальных условиях, ещё тогда он настаивал на менеджерском факультете. Он давал работу опальным режиссёрам, из которых собрал практически кафедру в ГИТИСе. Как он относился к своим ученикам? В начале девяностых он посмотрел спектакль Някрошюса «Маленькие трагедии», довольно навороченный, модернистский. Андрей Александрович сказал после спектакля: «Ну наворотил, ничего не понял, но какой талантливый, как я горжусь!»

Игорь Костолевский:
В ГИТИС я попал случайно, стоял в дверях аудитории и увидел импозантного человека, такого барина, который сразу производил мощное впечатление, и он меня заворожил. Гончаров оглядел аудиторию и остановил взгляд на мне. И я, как кролик перед коброй, пошёл на середину и читал «Дуэль» Чехова. «Вы ко мне пойдёте?» — «А вы возьмёте?». Сколько крови Гончаров у меня выпил, это не передать! До третьего курса не мог произнести мою фамилию и называл Костомоловским, Костолонским, как угодно. Но я ему за всё благодарен, за школу, которую у него прошёл. Как говорил Бернард Шоу, жизнь — это создание себя. И Гончаров учил создавать себя. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, насколько важны были его слова о том, что театр — это храм, о том, что артист выполняет некую миссию и не бывает ничего проходного. Каждый новый спектакль, каждый выход на сцену должен быть для актёра событием. Андрей Александрович был неистовым рыцарем театра и в этом неистовстве мог кричать и оскорблять, но не из желания обидеть — как художник он был переполнен эмоциями. Гончаров уважал и любил зрителя. В зал приходят люди со своими проблемами и переживаниями и он старался их жизнь облегчить.

Сергей Рубеко:
Андрей Александрович не был херувимом, он любил говорить: театр — жестокая вещь. Это делалось во имя спектакля, во имя роли. Он невероятно образно выражался: «Режиссёр должен нащупать воспалённую зону в зрительном зале и опрокинуть туда чашу спектакля». Меня Гончаров своеобразно похвалил за роль спустя семнадцать лет после премьеры: «Рубеко, Вас будут хвалить, но Вы не верьте!»

Юрий Иоффе:
Гончаров — человек буйный, я работал с ним двадцать один год и за это время он уволил 34 режиссёра. Его прибытие в театр — это торнадо, всё вокруг должно кипеть. Как он выпускал спектакли! Это сравнимо с запуском космического корабля или со строительством БАМа! Так он трудился. Разве можно репетировать шесть лет? Разве можно работать над спектаклем двенадцать лет? Оказалось, можно и нужно. Андрей Александрович больше, чем просто режиссёр, это гигантское, шумное, честолюбивое явление.

Своими воспоминаниями поделилсь также Анна Антоненко-Луконина, Вера Майорова, Леонид Хейфец, Андрей Борисов, Ольга Прокофьева и другие.

Другие публикации

14.08.2018 в 13:54

Наука среди шума


Корреспондент РБ поделился впечатлениями о посещении «Гик пикник.

06.08.2018 в 18:28

«Малая Бронная» переезжает на «Электрозаводскую»


Переезд неизбежен, но худрук очень надеется, что реконструкция не займёт целых три года.

05.08.2018 в 17:21

Не были в Индии? Индия придёт к вам


Свой пятилетний юбилей отмечает в этом году фестиваль индийской культуры в России «India day 2018».

05.08.2018 в 10:38

С днём рождения, любимая ВДНХ!


1 августа Главная аллея ВДНХ превращается в концертно-карнавальную площадь фестиваля «Вдохновение».

01.08.2018 в 12:27

Во что превратились трубадуры


Ежегодный фестиваль «Вдохновение» радует гостей ВДНХ удивительным уличным театром.

21.07.2018 в 16:12

105 минут от вдоха до выдоха. «Lёгкое Dыхание»


В июле этого года театр «Мастерская Петра Фоменко» знакомит московского зрителя со своим новым спектаклем «Lёгкое Dыхание».

19.07.2018 в 12:01

На «НАШЕСТВИИ» будет солнечно, комфортно, круто


Организаторы фестиваля «НАШЕСТВИЕ» приглашают любителей музыки на главное приключение лета - грандиозный опен-эйр, который пройдёт в Большом Завидове с 3 по 5 августа.

09.07.2018 в 12:08

Льейда – город, где сжигали Мухаммеда


Каждый год в конце июня в Льейде проходит весёлый и красочный фестиваль в память о Реконкисте и победе христиан над мусульманами.

09.07.2018 в 10:56

«Ночь музыки в Гатчине» — продолжение царских традиций


С 7 на 8 июля в Гатчинском парке состоялся международный фестиваль «Ночь музыки в Гатчине» уже в 9-ый раз.

06.07.2018 в 20:45

Лучшие спектакли от Бориса Эйфмана — «Анна Каренина»


В Александринском театре показали Анну Каренину».

30.06.2018 в 19:43

Спектакль-абсурд пытается загнать в тупик


В театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Война ещё не началась».

28.06.2018 в 15:09

Японский кар


23 июля состоялся фестиваль японских автомобилей JapDays

28.06.2018 в 13:00

Аверченко и Вертинский – встреча на сцене через 100 лет


В театре «Сфера» поставили спектакль по рассказам Аркадия Аверченко с песнями Александра Вертинского.

23.06.2018 в 10:09

«Однорукий из Спокана»: в потоке черно-белого абсурда


В ЦДР на Соколе состоялся пресс-показ спектакля «Однорукий из Спокана» по пьесе Мартина МакДонаха в постановке художественного руководителя ЦДР Владимира Панкова.

18.06.2018 в 22:18

В Москве прошел фестиваль Low и Custom культуры «Листва 2018»


В выходные на дизайн-заводе Flacon показывали специфичный тюнинг и стригли бороды.

14.06.2018 в 10:37

Ай да Пушкин!


Платоновский фестиваль искусств в Воронеже

Система Orphus