Руководитель «Студии актерского и ораторского мастерства 3k-school» и школы «Мой Станиславский» сравнивает уроки в студии с тренажерным залом. Актер, режиссер и преподаватель Сергей Лаврентьев уверен, что регулярные тренировки полезны для здорового психического и эмоционального состояния.
В Москве действуют более 30 актерских курсов для взрослых, которые обещают раскрепостить, сделать ярким, и даже открыть дорогу в мир театра и кино. При этом после окончания подобных курсов мало кого воспринимают, как полноценного актера. Ведь даже выпускники лучших театральных вузов часто остаются безработными и неизвестными.
Возможно ли действительно чего-то добиться, занимаясь в актерской студии 1-6 месяцев, и что потом делать с полученными знаниями и навыками? Неужели, актерские студии — это спекуляция на желании людей стать актерами или реальный шаг в подготовке к профессии? Сергей поможет внести ясность в вопросы, которые возникают у многих из нас.
Сергей, только в столице десятки различных театральных студий. Зачем ты создал еще одну?
Есть остроумная фраза у любимого мной сатирика: «прежде чем начать писать, я некоторое время читал…» Поступив на актерский факультет ВГИКа, я был очень вдохновлен возможностями, которые дает актерское образование для развития личности. Мне было, с чем сравнить, поскольку до ВГИКа я окончил журфак и 4 года проработал в одном из ведущих деловых изданий страны – газете РБК daily. Я много общался с интересными и влиятельными людьми, многому у них учился, поскольку личностное развитие всегда было мне интересно.
Так вот, прежде чем открыть свою студию, я не поленился посетить около 20 самых известных актерских школ Москвы. Условно их можно разделить на два типа: одни работают по сокращенной программе театрального вуза, пытаясь уместить четырехлетнее обучение в 3-6 месяцев. Цель таких студий – сделать из тебя актера-любителя, чтобы потом один раз показать в итоговом класс-концерте или спектакле. Другие – более краткосрочные (от одного до полутора месяцев). Цель таких студий – развлечь тебя и немного раскрепостить, чтобы в итоге ты смог выступить на сцене с небольшим этюдом, как ребенок на новогодней елке. То есть, в обоих случаях актерскую студию преподносят, как аттракцион эмоций: покатался, познакомился с кем-то, посмеялся, выступил перед зрителями и ушел. Все, финита ля комедия!
Это меня принципиально не устраивало, поэтому я решил создать школу, в которой преподавание актерского мастерства будет не просто развлечением, а источником практических навыков для решения задач ученика в обычной жизни. То есть я адаптировал техники актера под конкретные потребности и жизненные ситуации человека. Так родился мой первый проект – «Студия актерского и ораторского мастерства 3k-school».
В чем уникальность твоей студии?
3k-school – это краткосрочные курсы (1-3 месяца), цель которых максимально развить твою личность с помощью техник актерского мастерство. Они дают четкое понимание того, как и с помощью каких актерских приемов ты сможешь решить конкретный вопрос в жизни. Например, как выгодно презентовать себя, как избавиться от волнения в стрессовой ситуации, как расположить к себе человека, как мотивировать себя, как добиться от другого того, что нужно тебе. И конечно, как лучше перевоплощаться те социальные роли, которые ты играешь каждый день… Обо всем этом написано у Станиславского, просто нужно внимательно прочитать и подумать. Его система настолько уникальна, что на нее ссылаются многие специалисты по эмоциональному интеллекту – одному из самых актуальных направлений в практической психологии.
Занятие в 3k-school построены так: ты знакомишься с конкретной актерской техникой, понимаешь, как, где и для чего ее можно применить в жизни, а затем пробуешь это сделать – моделируешь ситуацию, например, собеседование на работу или знакомство с девушкой. В таких «этюдах» не получается «наиграть» или прикрыться актерским «штампом». Партнер либо реагирует, как тебе надо, либо нет. Если у тебя не получается, преподаватель подскажет, что и как можно улучшить, а партнер даст обратную связь. Зритель же выступает в качестве наблюдателя, который учится на чужих ошибках. После отработки техники в студии, дается домашнее задание – применить ее в жизни, чтобы закрепить результат. В итоге отрабатывается целая «сетка» полезных для жизни навыков.
По сути, мы занимаемся фитнесом для психики: сначала может быть даже неприятно, потому что приходится выходить за зону комфорта, зато потом ты берешь легко любые нагрузки и получаешь кайф от процесса и достижений. Правда, есть одно «но»: как только бросил заниматься, заплываешь «жиром» – навыки утрачиваются. Так что нужно периодически приводить себя в форму и постоянно ее поддерживать.
Парадокс, но на курсах актерского мастерства часто преподают неизвестные актеры. Это похоже на профанацию…
Известность – не вирус, он не передается от преподавателя к ученику. Если человек стал «звездой», это не значит, что он может научить других. Кроме того, известность в актерской профессии достигается разными способами, когда талантом и трудом, а когда и некоторыми частями тела. Поэтому учиться актерскому мастерству у «звезды экрана» – это, как говорят в определенных кругах, «понты для приезжих». Преподавание актерского мастерства — это отдельное искусство: я могу назвать вам несколько десятков педагогов ведущих театральных вузов – МХАТа, ГИТИСа, ВГИКа, которые не стали известными актерами, но именно они учат тех, кто становится «звездами». Кроме того, у известных актеров, как правило, нет времени всерьез заниматься преподаванием – они заняты в театре и на съемках. Экономически это им тоже невыгодно: один съемочный день стоит больше, чем преподаватель зарабатывает в месяц.
Поэтому в хороших актерских школах работают профессиональные актеры из топовых театральных вузов, играющие в театре, но у которых не сложились долгие отношения с кино. При этом у них есть желание и данные к педагогике. Для целей, стоящих перед студией, такие преподаватели подходят лучше всего.
Есть ли вероятность, что после обучения в студии человек станет известным актером или это спекуляция на желании людей войти в мир театра и кино?
Если в актерской студии тебе обещают звездную карьеру, «Оскар» и главную роль в фильме у Михалкова, – тебе врут! Обещать это стесняются даже лучшие театральные вузы и не просто так: посмотрите на количество безработных дипломированных актеров… Поэтому реальные возможности студии – несколько иного порядка. Например, в школе актерского мастерства «Мой Станиславский», где я преподаю вместе с вузовскими педагогами из ГИТИСа, ВГИКа и Щепкинского училища, мы можем гарантировать ученикам: съемки в клипах, в эпизодах кино, роли в авторском кино и игру в любительском театре. Так мы даем возможность талантливым людям полноценно проявить себя в актерской деятельности, делаем их актерского мастерства хобби, как фитнес, танцы или игра на музыкальном инструменте.
Конечно, ты можешь добиться и некоторых высот: главные роли в фильмах сегодня получают и актеры без профильного образования, как правило, бывшие КВНщики или резиденты Comedy club. Но это исключения, которые пробились благодаря своему таланту и труду, воле случая или связям.
Многие студии обещают избавить от ряда проблем: неуверенности, закрепощенности, необщительности… Стоит ли с этими вопросами идти на актерские курсы, или лучше обратиться к психотерапевту?
Давайте отделим мух от котлет: если я психически здоровый человек, который осознанно хочет стать более раскрепощенным, общительным, уверенным, ярким, чтобы выступать на сцене, играть роли… то я иду в студию. Если же у меня есть какое-то заболевание и мне нужна помощь специалиста с медицинским или психологическим образованием, например, психотерапевта, я должен сначала идти к нему. И уже если он порекомендует мне пойти на курсы актерского мастерства, чтобы быстрее решить мои вопросы, я последую его совету.
Есть ли риск, что, занимаясь в студии «неподготовленный» человек заиграется и потеряет себя настоящего?
Нашумевшие истории с некоторыми актерами, которые после исполнения роли не могли «вернуться обратно», — это единичные случаи. И они связаны с месяцами глубочайшего перевоплощения, на которое способны единицы. Этим художники добровольно приносят свое психическое здоровье в жертву искусству. При этом в театре профессиональный актер играет по 10-15 разных ролей в месяц и чувствует себя прекрасно. Так что ученику любительской студии, если у него нет серьезных психических проблем, «потерять себя» не грозит.
К тому же, с точки зрения психологии, страх потерять себя «настоящего» – очень надуманный. Российский социолог и психолог Игорь Кон в своей книге «В поисках себя» доходчиво объясняет, что нет канонически сформированной личности человека. Личность всегда подвергается изменениям большим или меньшим под влиянием различных факторов: окружение, вид деятельности, информацию, которую человек потребляет. Актерское мастерство позволяет эти изменения ускорить, не более того.
Рубрика: Разное. Метки: актер, фитнес, сергей лаврентьев.