В 2015 году популярный у любителей автостарины Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу изменил концепцию и стал называться музеем «Московский транспорт». Уместить всю ретротехнику Мосгортранса на этой площадке не представляется возможным – троллейбусы не проходят в здание по высоте ворот, а для трамваев нет подъездной ветки. Сегодня в нефах бывшего гаража 4 Автокомбината по перевозке мелких грузов можно увидеть автобусы, пожарные и армейские автомобили, линейки автомобилей АЗЛК и ГАЗ, классические автомобили 1920-1970-х годов из США и Европы.
В этой фотоэкскурсии нас сопровождает сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин, который рассказал о некоторых экспонатах. В первом зале выстроилась парадная автоклассика из частных собраний – владельцы предоставили свои раритеты по договору ответственного хранения. Просто смотрите и любуйтесь!
Следующий зал представляет продукцию Горьковского автозавода из собрания музея «Московский транспорт» (Форд А, полуторка, Эмка, Виллис и другие) и от частных коллекционеров. Малолитражные легковые автомобили «Москвич» долгое время хранились в заводском музее Автозавода имени Ленинского комсомола в павильоне «летающая тарелка» на Волгоградском проспекте, а в 2009 году были переданы в дар городу. К тому времени АЗЛК прекратил существование, оставив на память десятки образцов своей серийной продукции, раллийные машины, гоночные болиды и концептуальные модели.
Третий зал подводит посетителей непосредственно к теме московского транспорта. Здесь привлекает внимание жёлто-зелёный автобус, это переходная модель от ЗиС-155 к ЗиЛ-158, созданная в 1956 году в количестве нескольких экземпляров. В сети можно найти фотографии ржавой машины до реставрации, а сейчас автобус на ходу и, возможно, вскоре дебютирует на одном из городских парадов пассажирского транспорта.
К слову, серийное производство автобуса ЗиЛ-158 вскоре после запуска было выведено из Москвы в Ликино-Дулёво на завод ЛиАЗ, а затем и перспективный проект бескапотного грузовика передали на КамАЗ, который до сих пор успешно производит грузовые автомобили. Таким образом плановая экономика заложила мину под Завод имени Лихачёва, который к девяностым годам лишился крупных заказов, обанкротился и сегодня на месте корпусов индустриального гиганта строятся жилые кварталы.
Милицейские автомобили прежде хранились на задворках административного здания ГИБДД на Садово-Кудринской, большинство этих машин москвичи наверняка не раз видели на автомобильных парадах и выставках. Любопытно, что стандарт единой окраски милицейских машин – основной жёлтый с синей полосой по борту – был принят в середине шестидесятых годов, но в разных республиках Советского Союза оттенок мог несколько отличаться колером, где-то более лимонный, где-то более бежевый оттенок.
По утверждению сотрудников Музея ГИБДД, милицейская окраска «Запорожца» – это не фейк, такие машины эксплуатировались на Украине и использовались для патрулирования.
В четвёртом зале собрана американская автоклассика 1950-1980-х годов и несколько английских лимузинов. В пятидесятые годы американцы могли себе позволить дешёвый бензин, стоивший 10 центов за галлон, и активно принялись строить хайвэи – широкие, длинные дороги между городами. США меньше, чем европейские страны, пострадали во Второй Мировой войне, сохранили экономику, у людей были свободные деньги и в совокупности все эти условия стали предпосылками появления моды на красивые и комфортные авто с мощными двигателями. Пришлись ко двору смелые разработки дизайнеров, таких как Харли Эрл из Дженерал Моторс, который создавал концептуальные Бьюики и Кадиллаки. Именно он привнёс в автомобилестроение «авиационный стиль», который достиг апогея к 1959 году: летящая крыша, огромные плавники, большое выпуклое лобовое стекло, толстые бамперы – всё это наследие Эрла. В те времена у производителей было правило – каждый год обновлять «морду» автомобиля.
В музее «Московский транспорт» представлены и штучные работы самодельщиков, например, минивэн «Афалина», собранный из деталей ГАЗ-21 третьей серии. Мастер имел доступ к списанным автомобилям таксомоторного парка и построил вот такой гибрид для путешествий всей семьёй. Экспертиза журнала «Моделист-конструктор» имела вес и с его техническим заключением можно было смело идти в ГАИ регистрировать хенд-мейд и получать госномер. Сотни изобретателей в СССР смогли зарегистрировать свои самоделки.
Мобильный кабинет флюорографии на шасси чешской Татры, который ещё совсем недавно можно было увидеть на городских улицах. Такие фургоны приезжали на предприятия и вузы для проведения диспансеризации горожан.
В пятом нефе можно увидеть тематическое ассорти – здесь и пожарные автомобили, и автобусная экспозиция, посвящённая пятидесятилетию ЛиАЗа, и военные автомобили. Двери автобусов открыты, можно посидеть на сиденьях, осмотреть детали кабины и салона. Один из автобусов оснащён компостером для проездных талонов, в другом – касса для монет. В 2017 году был отреставрирован санитарно-эвакуационный автобус, принадлежавший МЧС. Машина выкрашена в цвет хаки, в салоне вместо пассажирских сидений закреплены носилки для пострадавших.
Рубрика: Разное. Метки: ретро, музей, авто, Москва.