С июня 2016 года в квартире, где жила Людмила Гурченко, открыт Музей-мастерская. Хотя старинный дом числится по Трёхпрудному переулку, добраться сюда удобнее с Большого Козихинского, мимо мемориальной доски в память об актрисе. Строительство домов графского семейства Волоцких по проекту архитектора Эрнеста-Ришарда Нирнзее, автора многих доходных домов в окрестностях Тверской, началось в 1911 году и затянулось: говорят, у заказчицы не было денег построить всё и сразу. Вероятно, по этой причине планировка подъездов и квартир получилась несколько хаотичной. После революции большевики решили пресловутый «квартирный вопрос», уплотняя прежних жильцов и превратив дом в коммунальный. В девяностые годы коммуналки «Волоцких домов» были расселены под создание элитных квартир.
Людмила Гурченко с супругом Сергеем Сениным в 2003 году приобрели квартиру в крайнем подъезде самой старой части здания. Это большая угловая квартира на шестом этаже, многое, в монументальном смысле, осталось от прежнего владельца. Интерьер актриса обустроила на свой вкус, здесь много винтажных предметов, мебели и сантехники под старину, фарфора, бижутерии. Каждая из этих вещиц была дорога Людмиле Марковне как память о людях и ушедшем времени. Прежняя квартира находилась тут же, на Патриках, а увеличение жилплощади потребовалось, чтобы разместить многочисленные сценические костюмы – около 800 платьев!
В прихожей гостей встречают два попугая, «Девочка с ракушками», тут же подарки художников, режиссёра Римаса Туминаса и других друзей, есть и редкие образцы дореволюционных народных промыслов.
Людмила Гурченко предпочитала работать в комфорте, не за письменным столом, а лёжа на диване в спальне, здесь она генерировала идеи, которые позже воплощались на экране и на концертах. На стене спальной комнаты – портрет её отца Марка Гурченкова, выходца из смоленской деревни, десять лет проработавшего на шахте в Кривом Роге и по причине профессиональных горняцких заболеваний радикально поменявшего профессию. Пройдя обучение в музыкальном институте, он устроился работать баянистом в школе, где познакомился с девятиклассницей Леночкой Симоновой, своей будущей женой. Школу она не успела закончить, потому что 12 ноября 1935 года у них родилась дочка Люся.
Имя для дочки придумал отец, посмотревший кинофильм «Акулы Нью-Йорка», где отважный герой Алан спасал свою любимую Люси. Марк отправил в роддом записочку с просьбой назвать ребёнка, если мальчик – то Алан, если девочка – то Люси. Ему сказали, что имени Люси нет, но можно назвать Людмилой. У него был оригинальный говор, в котором смешались и Смоленщина, и Украина. Дочку он называл «богинька моя, клюковка моя». Когда Людмила Гурченко в 1953 году приехала в Москву поступать во ВГИК на курс Герасимова, ей пришлось учиться строить речь по-московски.
Артистизм Людмиле Гурченко прививал отец, научивший декламировать и танцевать. Довоенное детство было музыкальным и светлым, девочка не видела хмурых лиц, вокруг были песни и музыка. Вообще, родственники Людмилы Гурченко по матери – столбовые дворяне, а по отцу – крестьяне, и этот микст подарил ей аристократические черты и навыки работать руками. Поэтому в доме можно встретить уникальные вещи из предметов интерьера, к которым актриса приложила свои усилия для их создания. Людмила Марковна вообще любила обустраивать свой дом, и обустройство это происходило с величайшим вкусом и умением.
А с войны отец привёз дочке трофейный подарок – зеркальце с ангелочком. Ангелы сопровождали её всю жизнь, Гурченко собирала фигурки ангелов – их можно увидеть в красивом антураже розовой ванны актрисы.
В спальне представлен баян, собственноручно сделанный отцом, и гитара из фильма «Девушка с гитарой», сценарий которого написан специально под Гурченко. Здесь же представлен подарок от Олега Басилашвили, а также много интересных предметов и деталей, которые были созданы самой актрисой.
В музее-квартире на манекенах представлены платья актрисы – им уделялось большое внимание. Некоторые платья даже дарили, что является довольно смелым поступком, особенно, если учитывать, что для этого нужно иметь точные параметры актрисы, которые были не у всех. В Музее-мастерской имеется достаточное количество костюмов из различных телевизионных передач и кино, некоторые представлены на манекенах. Здесь же стоит отметить, что платья на манекенах не законсервированы, они меняются. Узнать об этом можно следя за обновлениями в официальных социальных сетях музея. Однако то платье, в котором Людмила Гурченко в 1956 году прославилась на весь мир после фильма «Карнавальная ночь» вы здесь не увидите, оно попросту не сохранилось, зато есть платье похожее на то, в нём Людмила Марковна также выступала. С детства Гурченко была очень бережливой, сохраняла остатки отрезов и одно из платьев сшито из таких фрагментов – двенадцати разных кусков материи, включая ткань XIX века. Она сама умела и любила работать с текстилем, и современным, и историческим. Некоторые вещи, купленные в то время, переезжали из квартиры в квартиру и сохранились до сих пор.
Людмиле Марковне нравилась мебель из карельской берёзы, в квартире остались шкафчик и столик из этого дерева, остальное передано в Музей Москвы. На подоконниках – изделия из так называемого уранового стекла, окрашенного оксидом урана в зелёный цвет. В ясные погожие дни вся квартира озаряется солнечными зайчиками и радугой.
Из парфюмерии Людмила Гурченко предпочитала марку «Мадам Роша», а после того как этот парфюм был снят с производства, приоритетным стал «Шанель № 19». В гардеробе Людмилы Марковны есть платья от Славы Зайцева и Валентина Юдашкина, причём эстетика Юдашкина ей была более привлекательна, вообще она была одним из первых звёздных заказчиков Юдашкина. К драгоценным металлам она относилась спокойно, дорогие украшения надевала редко, но винтаж любила. Винтаж же приобретался в винтажных магазинах и на блошинных рынках.
В комнатах можно увидеть многочисленные награды, вручённые Людмиле Гурченко на советских и зарубежных кинофестивалях, среди самых почётных – «Золотой орёл» 1982 года за лучшую женскую роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова».
Друзья и почитатели дарили актрисе сувениры. Юрий Никулин, который нежно к ней относился и которого она называла папой, подарил фарфорового клоуна. Мстислав Ростропович в 1995 году прислал ей из Америки брошь – цветок, который никогда не завянет. Эстетические вкусы Гурченко и Сенина во многом совпадали, однажды они, не сговариваясь, сделали подарки и это оказались идентичные чашки кузнецовского фарфора, разница лишь в росписи.
Заканчивается экскурсия ставшим уже традиционным чаепитием с любимыми конфетами Людмилы Марковны, где беседа приобретает неформальный характер, а ощущение гостеприимства усиливается пропорционально глоткам выпитого чая.
Экспонаты Музея Людмилы Гурченко выезжают на тематические выставки на столичных площадках и в другие города, совсем недавно такая экспозиция была развёрнута на Конном дворе усадьбы Голицыных в Кузьминках.
«Музей-мастерская Людмилы Гурченко» не случайно имеет такое название, хозяйка этого дома много чего создавала своими руками, эти традиции продолжают жить и по сей день. В музее помимо экскурсий и концертов проходят мастер-классы, которые посвящены рукоделию – это и создание абсолютно уникального коктейльного кольца, и роспись по стеклу, и декорирование сумок, и ещё много чего удивительного, чему можно научиться в этом доме под руководством профессионального художника. Музыкальная составляющая также не пропала из этого дома, а музыка здесь звучала часто, звучит и сейчас – порой здесь устраиваются так называемые квартирники, а по факту – полноценные концерты, высота потолков и соединенная просторной аркой площадь создаёт хорошую акустику, ротонда и гостиная трансформируются в концертный зал. Репертуар выступающих поражает разноплановостью – опера, джаз, классика – всё в исполнении первоклассных музыкантов. Для посещения – рекомендуется!
Подробности посещения музея можно узнать на сайте http://gurchenko.ru и на страничке https://www.facebook.com/muzeygurchenko/
Благодарю за содействие в подготовке репортажа директора Музея-мастерской Людмилы Гурченко, супруга Людмилы Гурченко, Сергея Сенина, сотрудников музея: Ольгу Яковенко, Михаила Панарина.
Музей-мастерская Людмилы Гурченко находится по адресу: Трёхпрудный переулок, 11/13, стр. 1
Часы работы: с 11-00 до 20-00
Экскурсионные дни: ежедневно, кроме понедельников и четвергов. Стоимость билета – 1000 рублей
Продолжительность экскурсии 1 час 45 минут. Включает чаепитие и фотосессию
Дни для самостоятельных посещений – ежедневно, кроме понедельников. Стоимость билета – 500 рублей
Продолжительность самостоятельного посещения – 45 минут
В Музее-мастерской проводятся мастер-классы и концертные программы, о которых вы можете узнать в разделе МЕРОПРИЯТИЯ
Все посещения только по предварительной записи по телефонам: +7(977) 850 90 02; +7(903) 792 04 71 или по е-mail: muzeygurchenko@mail.ru
Рубрика: Разное. Метки: Москва, музей, гурченко.