28.01.2018 11:56

Квартира Людмилы Гурченко стала музеем актрисы

Фото: Евгений Чесноков

С июня 2016 года в квартире, где жила Людмила Гурченко, открыт Музей-мастерская. Хотя старинный дом числится по Трёхпрудному переулку, добраться сюда удобнее с Большого Козихинского, мимо мемориальной доски в память об актрисе. Строительство домов графского семейства Волоцких по проекту архитектора Эрнеста-Ришарда Нирнзее, автора многих доходных домов в окрестностях Тверской, началось в 1911 году и затянулось: говорят, у заказчицы не было денег построить всё и сразу. Вероятно, по этой причине планировка подъездов и квартир получилась несколько хаотичной. После революции большевики решили пресловутый «квартирный вопрос», уплотняя прежних жильцов и превратив дом в коммунальный. В девяностые годы коммуналки «Волоцких домов» были расселены под создание элитных квартир.

Людмила Гурченко с супругом Сергеем Сениным в 2003 году приобрели квартиру в крайнем подъезде самой старой части здания. Это большая угловая квартира на шестом этаже, многое, в монументальном смысле, осталось от прежнего владельца. Интерьер актриса обустроила на свой вкус, здесь много винтажных предметов, мебели и сантехники под старину, фарфора, бижутерии. Каждая из этих вещиц была дорога Людмиле Марковне как память о людях и ушедшем времени. Прежняя квартира находилась тут же, на Патриках, а увеличение жилплощади потребовалось, чтобы разместить многочисленные сценические костюмы — около 800 платьев!

В прихожей гостей встречают два попугая, «Девочка с ракушками», тут же подарки художников, режиссёра Римаса Туминаса и других друзей, есть и редкие образцы дореволюционных народных промыслов.

Людмила Гурченко предпочитала работать в комфорте, не за письменным столом, а лёжа на диване в спальне, здесь она генерировала идеи, которые позже воплощались на экране и на концертах. На стене спальной комнаты — портрет её отца Марка Гурченкова, выходца из смоленской деревни, десять лет проработавшего на шахте в Кривом Роге и по причине профессиональных горняцких заболеваний радикально поменявшего профессию. Пройдя обучение в музыкальном институте, он устроился работать баянистом в школе, где познакомился с девятиклассницей Леночкой Симоновой, своей будущей женой. Школу она не успела закончить, потому что 12 ноября 1935 года у них родилась дочка Люся.

Имя для дочки придумал отец, посмотревший кинофильм «Акулы Нью-Йорка», где отважный герой Алан спасал свою любимую Люси. Марк отправил в роддом записочку с просьбой назвать ребёнка, если мальчик — то Алан, если девочка — то Люси. Ему сказали, что имени Люси нет, но можно назвать Людмилой. У него был оригинальный говор, в котором смешались и Смоленщина, и Украина. Дочку он называл «богинька моя, клюковка моя». Когда Людмила Гурченко в 1953 году приехала в Москву поступать во ВГИК на курс Герасимова, ей пришлось учиться строить речь по-московски.

Артистизм Людмиле Гурченко прививал отец, научивший декламировать и танцевать. Довоенное детство было музыкальным и светлым, девочка не видела хмурых лиц, вокруг были песни и музыка. Вообще, родственники Людмилы Гурченко по матери — столбовые дворяне, а по отцу — крестьяне, и этот микст подарил ей аристократические черты и навыки работать руками. Поэтому в доме можно встретить уникальные вещи из предметов интерьера, к которым актриса приложила свои усилия для их создания. Людмила Марковна вообще любила обустраивать свой дом, и обустройство это происходило с величайшим вкусом и умением.

А с войны отец привёз дочке трофейный подарок — зеркальце с ангелочком. Ангелы сопровождали её всю жизнь, Гурченко собирала фигурки ангелов – их можно увидеть в красивом антураже розовой ванны актрисы.

В спальне представлен баян, собственноручно сделанный отцом, и гитара из фильма «Девушка с гитарой», сценарий которого написан специально под Гурченко. Здесь же представлен подарок от Олега Басилашвили, а также много интересных предметов и деталей, которые были созданы самой актрисой.

В музее-квартире на манекенах представлены платья актрисы — им уделялось большое внимание. Некоторые платья даже дарили, что является довольно смелым поступком, особенно, если учитывать, что для этого нужно иметь точные параметры актрисы, которые были не у всех. В Музее-мастерской имеется достаточное количество костюмов из различных телевизионных передач и кино, некоторые представлены на манекенах. Здесь же стоит отметить, что платья на манекенах не законсервированы, они меняются. Узнать об этом можно следя за обновлениями в официальных социальных сетях музея. Однако то платье, в котором Людмила Гурченко в 1956 году прославилась на весь мир после фильма «Карнавальная ночь» вы здесь не увидите, оно попросту не сохранилось, зато есть платье похожее на то, в нём Людмила Марковна также выступала. С детства Гурченко была очень бережливой, сохраняла остатки отрезов и одно из платьев сшито из таких фрагментов — двенадцати разных кусков материи, включая ткань XIX века. Она сама умела и любила работать с текстилем, и современным, и историческим. Некоторые вещи, купленные в то время, переезжали из квартиры в квартиру и сохранились до сих пор.

Людмиле Марковне нравилась мебель из карельской берёзы, в квартире остались шкафчик и столик из этого дерева, остальное передано в Музей Москвы. На подоконниках — изделия из так называемого уранового стекла, окрашенного оксидом урана в зелёный цвет. В ясные погожие дни вся квартира озаряется солнечными зайчиками и радугой.

Из парфюмерии Людмила Гурченко предпочитала марку «Мадам Роша», а после того как этот парфюм был снят с производства, приоритетным стал «Шанель № 19». В гардеробе Людмилы Марковны есть платья от Славы Зайцева и Валентина Юдашкина, причём эстетика Юдашкина ей была более привлекательна, вообще она была одним из первых звёздных заказчиков Юдашкина. К драгоценным металлам она относилась спокойно, дорогие украшения надевала редко, но винтаж любила. Винтаж же приобретался в винтажных магазинах и на блошинных рынках.

В комнатах можно увидеть многочисленные награды, вручённые Людмиле Гурченко на советских и зарубежных кинофестивалях, среди самых почётных — «Золотой орёл» 1982 года за лучшую женскую роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова».

Друзья и почитатели дарили актрисе сувениры. Юрий Никулин, который нежно к ней относился и которого она называла папой, подарил фарфорового клоуна. Мстислав Ростропович в 1995 году прислал ей из Америки брошь — цветок, который никогда не завянет. Эстетические вкусы Гурченко и Сенина во многом совпадали, однажды они, не сговариваясь, сделали подарки и это оказались идентичные чашки кузнецовского фарфора, разница лишь в росписи.

Заканчивается экскурсия ставшим уже традиционным чаепитием с любимыми конфетами Людмилы Марковны, где беседа приобретает неформальный характер, а ощущение гостеприимства усиливается пропорционально глоткам выпитого чая.

Экспонаты Музея Людмилы Гурченко выезжают на тематические выставки на столичных площадках и в другие города, совсем недавно такая экспозиция была развёрнута на Конном дворе усадьбы Голицыных в Кузьминках.

«Музей-мастерская Людмилы Гурченко» не случайно имеет такое название, хозяйка этого дома много чего создавала своими руками, эти традиции продолжают жить и по сей день. В музее помимо экскурсий и концертов проходят мастер-классы, которые посвящены рукоделию — это и создание абсолютно уникального коктейльного кольца, и роспись по стеклу, и декорирование сумок, и ещё много чего удивительного, чему можно научиться в этом доме под руководством профессионального художника. Музыкальная составляющая также не пропала из этого дома, а музыка здесь звучала часто, звучит и сейчас — порой здесь устраиваются так называемые квартирники, а по факту — полноценные концерты, высота потолков и соединенная просторной аркой площадь создаёт хорошую акустику, ротонда и гостиная трансформируются в концертный зал. Репертуар выступающих поражает разноплановостью — опера, джаз, классика — всё в исполнении первоклассных музыкантов. Для посещения — рекомендуется!

Подробности посещения музея можно узнать на сайте http://gurchenko.ru и на страничке https://www.facebook.com/muzeygurchenko/

Благодарю за содействие в подготовке репортажа директора Музея-мастерской Людмилы Гурченко, супруга Людмилы Гурченко, Сергея Сенина, сотрудников музея: Ольгу Яковенко, Михаила Панарина.

Музей-мастерская Людмилы Гурченко находится по адресу: Трёхпрудный переулок, 11/13, стр. 1

Часы работы: с 11-00 до 20-00

Экскурсионные дни: ежедневно, кроме понедельников и четвергов. Стоимость билета — 1000 рублей

Продолжительность экскурсии 1 час 45 минут. Включает чаепитие и фотосессию

Дни для самостоятельных посещений — ежедневно, кроме понедельников. Стоимость билета — 500 рублей

Продолжительность самостоятельного посещения — 45 минут

В Музее-мастерской проводятся мастер-классы и концертные программы, о которых вы можете узнать в разделе МЕРОПРИЯТИЯ

Все посещения только по предварительной записи по телефонам: +7(977) 850 90 02; +7(903) 792 04 71 или по е-mail: muzeygurchenko@mail.ru

Рубрика: Разное. Метки: Москва, музей, гурченко.

Другие публикации

24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков


В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.