Шекспир — это всегда страсти, это зрелище. Да, и в московских театрах случаются скучные постановки пьес английского классика, но в «МОДЕРНЕ» не тот случай — между актёрами будут лететь искры, зал будет наэлектризован. Во времена Шекспира театральный спектакль мог идти по шесть-восемь часов нон-стоп, в наши дни такой формат стал анахронизмом и режиссёр купирует пьесы, оставляя знаковые сцены. Да, «Юлий Цезарь» сокращён, но в постановке Юрия Грымова нет отсебятины, только авторский текст.
Пьеса «Юлий Цезарь» больше ста лет была под запретом на театральных подмостках в России и СССР. Слова Шекспира и сегодня остаются актуальными, людские пороки и жажда власти никуда не делись. В спектакле звучит очень важная фраза, адресованная сегодняшним нам всем: «Иногда люди управляют своей судьбой, не звёзды, Брут, но сами мы виновны в том, что сделались рабами» — вроде никто не выкручивает руки, превращение в рабов происходит незаметно. Историю пишут сами люди. В 1920-х годах немцы читали Гёте и Манна, но совсем скоро в Германии появились концентрационные лагеря и 90% немцев перестали быть людьми. Сегодняшние разговоры про то, что Сталин — успешный менеджер, преступны. Для современного «маленького человека» менеджер — это высшее звено.
Один человек — Кассий — решает пролить кровь по замыслу самому справедливому, но эта же кровь смоет, уничтожит справедливость. Эта кровь оборачивается и против людей, и против самого Кассия. Честный человек Брут сказал, что будет республика, будет демократия. И когда происходит переворот, когда убивают Цезаря, речь шла о спасении демократии, но на смену пришла ещё более жёсткая тирания. Якобы ради блага людей пролилась большая кровь.
В постановке заняты актёры театра «МОДЕРН» и приглашённые артисты. В 2017 году был объявлен кастинг среди начинающих и профессиональных актёров в труппу театра, в просмотрах приняли участие около 1000 человек. И все они остаются в поле зрения художественного руководителя. Крепостное право в России отменено, да и болтаться по театру актёру без дела нет смысла. Актёр должен играть, сниматься и быть готовым оказаться востребованным тем или иным режиссёром. В «Юлии Цезаре» на сцену выйдут новобранцы Грымова, например, Юрий Анпилогов.
По словам Юрия Грымова, театр «МОДЕРН» очень комфортен для зрителей. Театралы в первом ряду находятся совсем рядом с актёрами, дальше начинается подъём и вся сцена хорошо видна даже зрителю, который сидит на последнем ряду в углу. Режиссёр отметил работу художника по костюмам Ирэны Белоусовой, которая создала некий собирательный образ места действия, в её костюмах можно заметить византийские, японские, корейские мотивы. Во всех своих фильмах и спектаклях Юрий Грымов выступает и в качестве хореографа, «Юлий Цезарь» не стал исключением. Из сценического реквизита можно упомянуть необычные полые трубы, похожие на музыкальный инструмент диджериду, только гораздо длиннее: в спектакле они становятся то крестом, на котором распинают врагов, то рупором.
Премьера «Юлия Цезаря» прошла 14 февраля с аншлагом. На вопрос корреспондента, многие ли спектакли театра пользуются таким успехом, Юрий Грымов скромно ответил: «Все». При этом 10% билетов распространяются по заявкам для социальных групп по 500 рублей. Театр — это роскошь и он не может быть дешёвым. Рынок определяет ценовую политику, но есть горожане, которые не могут себе позволить купить билеты по 15 тысяч. «МОДЕРН» правильно строит отношения с театралами и даёт возможность увидеть свои спектакли учащимся и пенсионерам.
Рубрика: Культура. Метки: классика, театр, спектакль, Шекспир, пьеса.