Албания — загадочная страна. В течение 45 лет активного «построения социализма» под руководством Энвера Ходжи ее границы были закрыты с целью исключить любой контакт с представителями других стран. В результате многолетней изоляции в составе Европы образовалось «белое пятно» по имени Албания. А точнее — черная дыра — земля, где остановилось время, место, где все по-другому. Один из самых удивительных фактов параллельной албанской реальности — бурнеши или «клятвенные девы» — женщины, ставшие мужчинами. Это явление возникло на территории Албании еще в средние века. Неукратимая родовая месть часто оставляла албанские семьи без мужчин вообще. При этом, в случае отсутствия наследника мужского пола семья не имела своего представителя в совете старейшин, а значит, ее интересы никто не защищал, что могло привести к гибели всего рода. В такой ситуации роль мужчины добровольно брала на себя одна из дочерей, как правило, девочка лет 13-14. Она приносила обет безбрачия и целомудрия, стригла волосы, надевала мужскую одежду и с этого момента официально считалась мужчиной, получая взамен своей женской природы все права и обязанности настоящего мужчины.
Со временем родовая месть на албанской земле поутихла, но клятвенных дев можно встретить, хотя и крайне редко, до сих пор в селениях и даже городах Албании. Про бурнешу говорят «он», берут только на мужскую работу, принимают в мужском коллективе на равных, но, все-таки, относятся к нему с особым уважением. В местном древнем своде законов Кануне написано, что «бурнеши идут Божьей тропой». В их положении много от монашества: начиная абсолютным целомудрием и заканчивая полным самоотречением ради других членов семьи. К концу жизни такой человек полностью приобретает мужской облик. Это происходит естественным путем и стоит очень дорого: «Быть бурнешей — это иметь мужество, которое есть далеко не у каждого мужчины.» (из интервью с бурнешей).
Историю одного такого загадочного человека, а также его семьи, представляет нашему вниманию творческий коллектив ЦДР.
В юности дядя Кеки был удивительной красавицей. А вот сестра его, Теута, та попроще была. Но Теута вышла замуж и родила двоих детей и теперь по древнему обычаю каждый день моет ноги дяде Кеки, так как он — глава семьи. В этой семье нет мужчин. Точнее, почти нет, потому что единственный человек с первичными мужскими половыми признаками настолько болен, что с трудом может называться человеком, однако, вполне способен размножаться. Болезнь не наследственная, поэтому есть шанс получить здоровое потомство. С этой целью дядя Кеки добывает девушку, которая должна любой ценой родить этой семье мальчика. Дядю Кеки никто никогда не жалел. Он тоже никого не жалеет. У него есть строгая книга Канун и пистолет. Невестка Эдона всегда молчит. У нее нет желания говорить, но есть сын-инвалид и баян. У юной Лири в результате родовой мести перебит позвоночник. У нее нет возможности ходить, но есть инвалидное кресло и старый ноутбук. У девушки Розафы, отданной на размножение единственному человеку мужского пола в этом доме, нет ничего, кроме желания бежать.
В замкнутом, насильно законсервированном пространстве одной семьи и всей страны все ненавидят друг друга и все хотели бы бежать, но даже это невозможно. И вдруг сквозь безысходность и тьму проступает странная, нездешняя красота Женщин, осужденных людьми и оправданных Богом.
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль, ЦДР.Режиссер-постановщик Алексей Золотовицкий. В ролях: Татьяна Владимирова (дядя Кеки), Вера Харыбина (Эдона), Елена Соловьева (Теута), Сэсэг Хапсасова (Розафа), Анастасия Пронина (Лири).