Необычный исторический пасьянс «Последние дни» создал режиссер Алексей Бородин. Премьера спектакля, поставленного по мотивам произведений Булгакова, Акунина и Пушкина, состоялась 2 марта на сцене Российского академического Молодежного театра. Уникальность этого исторического перекрёстка состоит в том, что режиссер объединил на одной сцене героев, представляющих разные эпохи, хотя и развёл их по разным действиям.
Первое действие спектакля рассказывает о последних днях солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина и событиях, предшествующих его роковой дуэли с Дантесом. Драматург Михаил Булгаков решил не выводить на сцену главного героя и сделал это настолько талантливо, что зритель отсутствие ключевого персонажа замечает не сразу. Наталья Гончарова, супруга Пушкина, обращается к раненому поэту, но ответа от него не слышит. Пушкин присутствует на сцене, словно тень отца Гамлета. Можно даже вспомнить ремарку из произведения, когда «группа людей в сумерках пронесла кого-то в глубь кабинета». Эта фраза в сюжете показалась небанальной и откладывается у зрителя в памяти. Сам образ Натальи Николаевны показан достаточно легкомысленно и отражает ее характер лишь поверхностно. Дантес же предстает перед зрителями пылким возлюбленным, галантным и очаровательным, нежели, чем злодеем, оборвавшим жизнь великого поэта.
Второе действие театрального пасьянса поставлено уже по пьесе Бориса Акунина и повествует о петровских временах, о юности будущего императора Петра, когда его ещё не называли Великим. Пьеса «Убить змеёныша» была написана по просьбе худрука РАМТа Алексея Бородина. В ней раскрывается образ князя Василия Голицына, как либерального реформатора. Он хотел процветания державы, но надеялся совершить невероятное, то есть, обойтись без кровопролития. Но не судьба. Истеричный семнадцатилетний юноша Пётр ещё играл с потешными солдатиками, но уже грезил о престоле, с которым регентша царевна Софья не спешила расставаться. Её правая рука, возглавлявший правительство князь Василий Голицын, не хотел крови, но близкое ему силовое ведомство настаивало на радикальном решении проблемы и устранении Петра. Найти убийцу было не проблемой, но тот в решающий момент переметнулся на другую сторону и раскрыл заговор.
«Получается, все времена находят отражения друг в друге, что делает нас всех сильнее, – говорит Алексей Бородин, – но отнимает надежду на счастливый финал.
Спектакль разнообразен историческими персонажами. На сцену выходит весь свет знати тех времен. Сестры Гончаровы, Наталья и Александра, братья Голицыны, Борис и Василий, Николай I и Жуковский, супруги Салтыковы, генерал-майор Дубельт и многие другие».
Связующим звеном двух действий в единую систему стала поэма Пушкина о памятнике, воздвигнутом в городе на Неве в честь императора Петра. Три поэта в одеждах разных эпох читают зрителям отрывки из пушкинской классики, объединяя в единое целое задумку режиссера спектакля.
У истории всегда есть выбор, по какому пути пойти. Оценку пути, правильный он или неправильный, можно дать, лишь достигнув конца дороги. Алексей Бородин показал зрителям альтернативные финалы – с убийством Петра и исторический. Российский академический Молодежный театр создал уже некие традиции театральных постановок, которые позволяют зрителям осмысливать и оценивать моменты, уже прошедшие или происходящие вокруг них, исторические и повседневные. Возможность взглянуть на события на исторической арене своими глазами оценят поклонники и критики театрального искусства.
Рубрика: Культура. Метки: театр, постановка, Молодежный театр.