08.03.2018 15:30

Пятьдесят оттенков красного

Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». В этом году тематическая экспозиция приурочена к столетию создания пожарной охраны в СССР.

Александр Карпов, автор книг по истории советской пожарной техники:

17 апреля 2018 года исполняется сто лет советской пожарной охране. Экспонаты выставки подобраны очень удачно: здесь можно увидеть всё, что имеет отношение к этой памятной дате – уникальные довоенные образцы, насосы, цистерны, автолестницы. Все эти машины боевые, со славной историей. Москва давно не видела ничего подобного.

Максим Карташов, старший научный сотрудник Политехнического музея:

Политехнический музей не первый раз принимает участие в «Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина» и мы не перестаём удивляться разнообразию идей организаторов выставки.

Евгений Бобылёв, председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы:
Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин.

В Международный женский день организатор выставки Илья Сорокин обратился к нашим читательницам:

Милые дамы, с пониманием относитесь к увлечениям своих мужчин, которые копаются со старинным железом. Сходите вместе на «Олдтаймер-Галерею». Здесь всё настоящее и достойное.

Самые старые экспонаты пожарной выставки созданы ещё в XIX веке, это отреставрированные подлинники из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Здесь представлены пожарные телеги на конной тяге. Разделение техники по специализации появилось ещё до изобретения автомобиля, в пожарных командах были телеги с насосами, телеги с оборудованием – так называемый «багровый ход» с баграми и длинными лестницами.

Если говорить о первых пожарных автомобилях, то отечественные машины уступали зарубежным: у нас было проще и дешевле оборудование, а, к примеру, у американцев каждая фирма выпускала свою машину в эксклюзивной комплектации. Впрочем, и у них автомобили были с открытыми кузовами и не на каждой машине предусмотрено лобовое стекло. Совершенство пришло позднее.

В двадцатые годы в больших городах СССР строились многоэтажные здания и потребовались высокие пожарные автолестницы. Их приходилось закупать в Германии за золото. Советская индустрия озаботилась созданием собственной техники, в 1928 году в Ленинграде создали первенца аварийно-спасательного автомобиля с электростанцией и осветительными приборами, подъёмным краном, средствами связи. Советское оборудование отличалось надёжностью, насос завода «Промет» 2492 раза применялся при тушении пожаров в пожарной команде города Рыбинска и ни разу не отказал. В качестве эксперимента в 1920-е годы рассматривался проект «автогазовки» – эдакого большого огнетушителя на колёсах, когда струя воды подавалась в очаг пожара не насосом, а при помощи давления, созданного баллоном с газом. В начале 1930-х годов на ленинградском заводе «Промет» был изготовлен мотоцикл с мотопомпой, но он оказался слишком тяжёлым. Об этих и других прототипах можно прочитать на стендах, ну а в залах выставлена серийно производившаяся техника разных лет.

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» — это десятки автомобилей, классических и уникальных.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара – спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовым на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

С 2014 года ЗИЛ фактически прекратил существование. У завода была великая история со множеством реализованных проектов, но, по мнению экспертов, ЗИЛ угробил сам себя. В определённый момент поиск новых решений прекратился, делались машины для выставок, а работа на перспективу затормозилась, началось падение. Можно долго спорить о недостатках и преимуществах плановой экономики советского периода, но завод погубила не она, а последовавший после распада Союза бардак.

На «Олдтаймер-Галерее» выставлен микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» – одна из перспективных моделей автобуса представительского класса начала шестидесятых годов. Эта машина с интуристовским брендом, в такой окраске ЗИЛ-118 принимал участие в международном ралли туристических автобусов Москва-Ницца в 1969 году. «Юность» тогда взяла несколько призов, в том числе за дизайн машины. Экземпляр автобуса, участвовавший в ралли, не сохранился.

Ещё один индустриальный динозавр, канувший в вечность, – автозавод имени Ленинского Комсомола, на протяжении нескольких десятилетий производивший малолитражные автомобили под маркой «Москвич». Лучшие модели завода пятидесятых-шестидесятых годов стали отечественной автоклассикой, но на успехах прошлого далеко не уедешь: также как ЗИЛ, АЗЛК стал жертвой нерасторопности собственного руководства. Пока АЗЛК пребывал в состоянии стагнации, конкуренты с берегов Волги не дремали и заполонили рынок своими «Жигулями».

В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» можно увидеть настоящий раритет – «Москвич 415С». Эта модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в таком виде.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Москва, авто, техника, история, пожарные, спасатели, Олдтаймер, СССР, Сокольники.

Другие публикации

23.11.2020 в 11:28

Жизнь в красной зоне


Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.

02.10.2020 в 21:35

Выжить и спасти!


В Астрахани стартовала образовательно-развлекательная акция «Я - спасатель», приуроченная к 30-летию МЧС России

02.10.2020 в 21:34

Спасение утопающих


В Астрахани состоялось торжественная церемония открытия XIII Всероссийского чемпионата по водно-моторным соревнованиям среди команд ГИМС МЧС России

02.10.2020 в 13:20

И огонь, и вода


На территории астраханского театра оперы и балета развернулась выставка новейшей пожарно-спасательной техники

28.09.2020 в 19:21

В Астраханской области боролись с нефтью


В Астрахани прошли всероссийские комплексные командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в “Манеже”


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

26.06.2020 в 11:24

“Русский блоггер” прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

08.06.2020 в 19:40

Как москвичи по графику гуляли


С 1 июня москвичам разрешили гулять на улице, но не всем сразу и не везде.

06.06.2020 в 20:57

Высоко-петровский монастырь открыл двери прихожанам


Высоко-петровский монастырь в центре Москвы вновь стал доступен для верующих.

01.06.2020 в 20:37

Электрички готовы к лету


Свыше 450 электропоездов подготовят к летней пассажирской кампании.