08.03.2018 15:30

Пятьдесят оттенков красного

Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». В этом году тематическая экспозиция приурочена к столетию создания пожарной охраны в СССР.

Александр Карпов, автор книг по истории советской пожарной техники:

17 апреля 2018 года исполняется сто лет советской пожарной охране. Экспонаты выставки подобраны очень удачно: здесь можно увидеть всё, что имеет отношение к этой памятной дате — уникальные довоенные образцы, насосы, цистерны, автолестницы. Все эти машины боевые, со славной историей. Москва давно не видела ничего подобного.

Максим Карташов, старший научный сотрудник Политехнического музея:

Политехнический музей не первый раз принимает участие в «Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина» и мы не перестаём удивляться разнообразию идей организаторов выставки.

Евгений Бобылёв, председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы:
Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин.

В Международный женский день организатор выставки Илья Сорокин обратился к нашим читательницам:

Милые дамы, с пониманием относитесь к увлечениям своих мужчин, которые копаются со старинным железом. Сходите вместе на «Олдтаймер-Галерею». Здесь всё настоящее и достойное.

Самые старые экспонаты пожарной выставки созданы ещё в XIX веке, это отреставрированные подлинники из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Здесь представлены пожарные телеги на конной тяге. Разделение техники по специализации появилось ещё до изобретения автомобиля, в пожарных командах были телеги с насосами, телеги с оборудованием — так называемый «багровый ход» с баграми и длинными лестницами.

Если говорить о первых пожарных автомобилях, то отечественные машины уступали зарубежным: у нас было проще и дешевле оборудование, а, к примеру, у американцев каждая фирма выпускала свою машину в эксклюзивной комплектации. Впрочем, и у них автомобили были с открытыми кузовами и не на каждой машине предусмотрено лобовое стекло. Совершенство пришло позднее.

В двадцатые годы в больших городах СССР строились многоэтажные здания и потребовались высокие пожарные автолестницы. Их приходилось закупать в Германии за золото. Советская индустрия озаботилась созданием собственной техники, в 1928 году в Ленинграде создали первенца аварийно-спасательного автомобиля с электростанцией и осветительными приборами, подъёмным краном, средствами связи. Советское оборудование отличалось надёжностью, насос завода «Промет» 2492 раза применялся при тушении пожаров в пожарной команде города Рыбинска и ни разу не отказал. В качестве эксперимента в 1920-е годы рассматривался проект «автогазовки» — эдакого большого огнетушителя на колёсах, когда струя воды подавалась в очаг пожара не насосом, а при помощи давления, созданного баллоном с газом. В начале 1930-х годов на ленинградском заводе «Промет» был изготовлен мотоцикл с мотопомпой, но он оказался слишком тяжёлым. Об этих и других прототипах можно прочитать на стендах, ну а в залах выставлена серийно производившаяся техника разных лет.

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» — это десятки автомобилей, классических и уникальных.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара — спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовым на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

С 2014 года ЗИЛ фактически прекратил существование. У завода была великая история со множеством реализованных проектов, но, по мнению экспертов, ЗИЛ угробил сам себя. В определённый момент поиск новых решений прекратился, делались машины для выставок, а работа на перспективу затормозилась, началось падение. Можно долго спорить о недостатках и преимуществах плановой экономики советского периода, но завод погубила не она, а последовавший после распада Союза бардак.

На «Олдтаймер-Галерее» выставлен микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» — одна из перспективных моделей автобуса представительского класса начала шестидесятых годов. Эта машина с интуристовским брендом, в такой окраске ЗИЛ-118 принимал участие в международном ралли туристических автобусов Москва-Ницца в 1969 году. «Юность» тогда взяла несколько призов, в том числе за дизайн машины. Экземпляр автобуса, участвовавший в ралли, не сохранился.

Ещё один индустриальный динозавр, канувший в вечность, — автозавод имени Ленинского Комсомола, на протяжении нескольких десятилетий производивший малолитражные автомобили под маркой «Москвич». Лучшие модели завода пятидесятых-шестидесятых годов стали отечественной автоклассикой, но на успехах прошлого далеко не уедешь: также как ЗИЛ, АЗЛК стал жертвой нерасторопности собственного руководства. Пока АЗЛК пребывал в состоянии стагнации, конкуренты с берегов Волги не дремали и заполонили рынок своими «Жигулями».

В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» можно увидеть настоящий раритет — «Москвич 415С». Эта модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в таком виде.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Москва, авто, техника, история, пожарные, спасатели, Олдтаймер, СССР, Сокольники.

Другие публикации

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.

28.06.2019 в 15:37

«Город на память». 483. Сталинки в Перово


В старину к северу от села Перово располагались обширные сельскохозяйственные и охотничьи угодья, эта местность получила название Перово поле.

28.06.2019 в 11:23

Японские дни на «Руси»


22 июня на площадке Национального Конного Парка «Русь» прошел автомобильный фестиваль Japdays.

25.06.2019 в 13:47

«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово


Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах.

21.06.2019 в 02:33

Столице — надёжное энергоснабжение


Подстанция «Берсеневская» введена в эксплуатацию в сентябре 2016 года в качестве замены ГЭС-2, в реконструируемых корпусах которой в будущем откроется музей.

17.06.2019 в 16:37

«LADOGA TROPHY’19»: бездорожье мирового класса


8-16 июня в Приладожье состоялся крупнейший внедорожный фестиваль «LADOGA TROPHY’19».

16.06.2019 в 17:19

«Город на память». 481. Люблино спальное


Современный район Люблино, в котором проживает свыше 170 000 человек, вырос из небольшого одноимённого села.

15.06.2019 в 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское


Московская улица - главная улица города Люблино - в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода.

11.06.2019 в 00:43

«Город на память». 478. Сталинки на Октябрьском Поле


В 1930-е годы московские власти отказались от дальнейшей постройки конструктивистских рабочих городков и принялись возводить куда более комфортные ведомственные дома.

31.05.2019 в 10:43

Дрифт продолжается


25-26 мая на рязанской трассе "Атрон" прошёл второй этап Гран-При Российской Дрифт-Серии.