08.03.2018 15:30

Пятьдесят оттенков красного

Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». В этом году тематическая экспозиция приурочена к столетию создания пожарной охраны в СССР.

Александр Карпов, автор книг по истории советской пожарной техники:

17 апреля 2018 года исполняется сто лет советской пожарной охране. Экспонаты выставки подобраны очень удачно: здесь можно увидеть всё, что имеет отношение к этой памятной дате — уникальные довоенные образцы, насосы, цистерны, автолестницы. Все эти машины боевые, со славной историей. Москва давно не видела ничего подобного.

Максим Карташов, старший научный сотрудник Политехнического музея:

Политехнический музей не первый раз принимает участие в «Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина» и мы не перестаём удивляться разнообразию идей организаторов выставки.

Евгений Бобылёв, председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы:
Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин.

В Международный женский день организатор выставки Илья Сорокин обратился к нашим читательницам:

Милые дамы, с пониманием относитесь к увлечениям своих мужчин, которые копаются со старинным железом. Сходите вместе на «Олдтаймер-Галерею». Здесь всё настоящее и достойное.

Самые старые экспонаты пожарной выставки созданы ещё в XIX веке, это отреставрированные подлинники из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Здесь представлены пожарные телеги на конной тяге. Разделение техники по специализации появилось ещё до изобретения автомобиля, в пожарных командах были телеги с насосами, телеги с оборудованием — так называемый «багровый ход» с баграми и длинными лестницами.

Если говорить о первых пожарных автомобилях, то отечественные машины уступали зарубежным: у нас было проще и дешевле оборудование, а, к примеру, у американцев каждая фирма выпускала свою машину в эксклюзивной комплектации. Впрочем, и у них автомобили были с открытыми кузовами и не на каждой машине предусмотрено лобовое стекло. Совершенство пришло позднее.

В двадцатые годы в больших городах СССР строились многоэтажные здания и потребовались высокие пожарные автолестницы. Их приходилось закупать в Германии за золото. Советская индустрия озаботилась созданием собственной техники, в 1928 году в Ленинграде создали первенца аварийно-спасательного автомобиля с электростанцией и осветительными приборами, подъёмным краном, средствами связи. Советское оборудование отличалось надёжностью, насос завода «Промет» 2492 раза применялся при тушении пожаров в пожарной команде города Рыбинска и ни разу не отказал. В качестве эксперимента в 1920-е годы рассматривался проект «автогазовки» — эдакого большого огнетушителя на колёсах, когда струя воды подавалась в очаг пожара не насосом, а при помощи давления, созданного баллоном с газом. В начале 1930-х годов на ленинградском заводе «Промет» был изготовлен мотоцикл с мотопомпой, но он оказался слишком тяжёлым. Об этих и других прототипах можно прочитать на стендах, ну а в залах выставлена серийно производившаяся техника разных лет.

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» — это десятки автомобилей, классических и уникальных.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара — спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовым на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

С 2014 года ЗИЛ фактически прекратил существование. У завода была великая история со множеством реализованных проектов, но, по мнению экспертов, ЗИЛ угробил сам себя. В определённый момент поиск новых решений прекратился, делались машины для выставок, а работа на перспективу затормозилась, началось падение. Можно долго спорить о недостатках и преимуществах плановой экономики советского периода, но завод погубила не она, а последовавший после распада Союза бардак.

На «Олдтаймер-Галерее» выставлен микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» — одна из перспективных моделей автобуса представительского класса начала шестидесятых годов. Эта машина с интуристовским брендом, в такой окраске ЗИЛ-118 принимал участие в международном ралли туристических автобусов Москва-Ницца в 1969 году. «Юность» тогда взяла несколько призов, в том числе за дизайн машины. Экземпляр автобуса, участвовавший в ралли, не сохранился.

Ещё один индустриальный динозавр, канувший в вечность, — автозавод имени Ленинского Комсомола, на протяжении нескольких десятилетий производивший малолитражные автомобили под маркой «Москвич». Лучшие модели завода пятидесятых-шестидесятых годов стали отечественной автоклассикой, но на успехах прошлого далеко не уедешь: также как ЗИЛ, АЗЛК стал жертвой нерасторопности собственного руководства. Пока АЗЛК пребывал в состоянии стагнации, конкуренты с берегов Волги не дремали и заполонили рынок своими «Жигулями».

В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» можно увидеть настоящий раритет — «Москвич 415С». Эта модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в таком виде.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, Москва, авто, техника, история, пожарные, спасатели, Олдтаймер, СССР, Сокольники.

Другие публикации

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

Дата мероприятия: 07.09.2019

Парк «Сокольники»: 100 музеев под одной крышей


В День города Москвы в Сокольниках можно будет совершить путешествие по частным музеям со всей страны.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.