Текст и фото: Евгений Чесноков

Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». В этом году тематическая экспозиция приурочена к столетию создания пожарной охраны в СССР.

Александр Карпов, автор книг по истории советской пожарной техники:

17 апреля 2018 года исполняется сто лет советской пожарной охране. Экспонаты выставки подобраны очень удачно: здесь можно увидеть всё, что имеет отношение к этой памятной дате — уникальные довоенные образцы, насосы, цистерны, автолестницы. Все эти машины боевые, со славной историей. Москва давно не видела ничего подобного.

Максим Карташов, старший научный сотрудник Политехнического музея:

Политехнический музей не первый раз принимает участие в «Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина» и мы не перестаём удивляться разнообразию идей организаторов выставки.

Евгений Бобылёв, председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы:
Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин.

В Международный женский день организатор выставки Илья Сорокин обратился к нашим читательницам:

Милые дамы, с пониманием относитесь к увлечениям своих мужчин, которые копаются со старинным железом. Сходите вместе на «Олдтаймер-Галерею». Здесь всё настоящее и достойное.

Самые старые экспонаты пожарной выставки созданы ещё в XIX веке, это отреставрированные подлинники из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Здесь представлены пожарные телеги на конной тяге. Разделение техники по специализации появилось ещё до изобретения автомобиля, в пожарных командах были телеги с насосами, телеги с оборудованием — так называемый «багровый ход» с баграми и длинными лестницами.

Если говорить о первых пожарных автомобилях, то отечественные машины уступали зарубежным: у нас было проще и дешевле оборудование, а, к примеру, у американцев каждая фирма выпускала свою машину в эксклюзивной комплектации. Впрочем, и у них автомобили были с открытыми кузовами и не на каждой машине предусмотрено лобовое стекло. Совершенство пришло позднее.

В двадцатые годы в больших городах СССР строились многоэтажные здания и потребовались высокие пожарные автолестницы. Их приходилось закупать в Германии за золото. Советская индустрия озаботилась созданием собственной техники, в 1928 году в Ленинграде создали первенца аварийно-спасательного автомобиля с электростанцией и осветительными приборами, подъёмным краном, средствами связи. Советское оборудование отличалось надёжностью, насос завода «Промет» 2492 раза применялся при тушении пожаров в пожарной команде города Рыбинска и ни разу не отказал. В качестве эксперимента в 1920-е годы рассматривался проект «автогазовки» — эдакого большого огнетушителя на колёсах, когда струя воды подавалась в очаг пожара не насосом, а при помощи давления, созданного баллоном с газом. В начале 1930-х годов на ленинградском заводе «Промет» был изготовлен мотоцикл с мотопомпой, но он оказался слишком тяжёлым. Об этих и других прототипах можно прочитать на стендах, ну а в залах выставлена серийно производившаяся техника разных лет.

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» — это десятки автомобилей, классических и уникальных.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара — спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовым на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

С 2014 года ЗИЛ фактически прекратил существование. У завода была великая история со множеством реализованных проектов, но, по мнению экспертов, ЗИЛ угробил сам себя. В определённый момент поиск новых решений прекратился, делались машины для выставок, а работа на перспективу затормозилась, началось падение. Можно долго спорить о недостатках и преимуществах плановой экономики советского периода, но завод погубила не она, а последовавший после распада Союза бардак.

На «Олдтаймер-Галерее» выставлен микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» — одна из перспективных моделей автобуса представительского класса начала шестидесятых годов. Эта машина с интуристовским брендом, в такой окраске ЗИЛ-118 принимал участие в международном ралли туристических автобусов Москва-Ницца в 1969 году. «Юность» тогда взяла несколько призов, в том числе за дизайн машины. Экземпляр автобуса, участвовавший в ралли, не сохранился.

Ещё один индустриальный динозавр, канувший в вечность, — автозавод имени Ленинского Комсомола, на протяжении нескольких десятилетий производивший малолитражные автомобили под маркой «Москвич». Лучшие модели завода пятидесятых-шестидесятых годов стали отечественной автоклассикой, но на успехах прошлого далеко не уедешь: также как ЗИЛ, АЗЛК стал жертвой нерасторопности собственного руководства. Пока АЗЛК пребывал в состоянии стагнации, конкуренты с берегов Волги не дремали и заполонили рынок своими «Жигулями».

В экспозиции «Олдтаймер-Галереи» можно увидеть настоящий раритет — «Москвич 415С». Эта модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в таком виде.

Другие публикации

21.09.2018

«Город на память». 041. Парк искусств Музеон


В парке Музеон нашли приют скульптуры Ленина, Сталина, Дзержинского, Брежнева и других политических деятелей времён СССР.

21.09.2018 в 07:09

В Суздале состоялся фестиваль Tuning Car Awards 2018


Один из самых известных тюнинг-фестивалей Центральной России - Национальная Премия Tuning Car Awards 2018 – прошел в минувшие выходные в Суздале.

21.09.2018

«Город на память». 040. Усадьба «Высокие горы»


Усадьба «Высокие горы» (Земляной вал, 53) архитектора Д.Жилярди – один из выдающихся памятников московского классицизма.

19.09.2018 в 10:25

Быть мамой: история девочки Оли на сцене ЦДР


В ЦДР прошли премьерные показы спектакля "Мама" по пьесе Аси Волошиной.

21.09.2018

«Город на память». 039. Пушкинская площадь


Храмы Страстного монастыря разрушили и на площади построили кинотеатр «Россия».

21.09.2018

«Город на память». 038. Улица Александра Солженицына


По причине некоего топонимического казуса Храм Мартина Исповедника находится на несуществующей улице (согласно табличке на фасаде).

21.09.2018

«Город на память». 037. Московский зоопарк


Московский зоосад был организован Русским Императорским Обществом акклиматизации животных и растений в 1864 году.

Дата мероприятия: 11.10.2018

11 октября — Лайбах в Главклуб


Rammstein для взрослых в Главклубе.

Дата мероприятия: 03.10.2018

3 октября — Макс Кавалера в Главклуб


Братья Кавалера и классика треш-металла.

21.09.2018

«Город на память». 036. Тишинская площадь


Вероятно, в XVIII веке Тишинская площадь была местом спокойным и несуетливым, отсюда и название возникло.

21.09.2018

«Город на память». 035. Высотка на Кудринской площади


Высотка на Кудринской богато декорирована: крыши украшают ажурные аттики, на фасаде – скульптурные группы, лестницы сделаны из мрамора.

16.09.2018 в 14:07

Принцесса цирка и полосатый котик открыли отель


В центре Москвы можно было наблюдать необычную картину: на лужайке возлежал тигр, вокруг дефилировали стильно одетые люди с бокалами шампанского в руках.

21.09.2018

«Город на память». 034. Зарядье


Вскоре после революции один из центральных московских районов превратился в трущобы.

21.09.2018

«Город на память». 033. Музей истории железнодорожной техники


Музей истории железнодорожной техники расположен под открытым небом на территории Рижского вокзала.

21.09.2018

«Город на память». 032. Сталинки на проспекте Мира


«Сталинки» - здания, возведённые по индивидуальным проектам в 1950-е годы и выделяющиеся богатым декором фасадов.

Система Orphus