26.03.2018 14:20

Грымов вернул Цезаря на театральную сцену

Текст: Наталья Коновалова
Фото: Евгений Чесноков

Премьера драмы «Юлий Цезарь» состоялась в театре «МОДЕРН». Эту пьесу Шекспира не ставили в Москве более сотни лет по цензурным соображениям. Но от темы борьбы за власть никуда не денешься. Спектакль режиссера Юрия Грымова полностью пронизан одной идеей великого Народа, эта идея находит отражение в истории человечества во все времена и эпохи. Идея перемен во власти. Спектакль переносит зрителя в Древний Рим и показывает жестокий мир политических игр и противостояний.

На сцене театра «Модерн» сплетаются в клубок сюжета дружба и предательство, зависть и любовь, интриги и жажда власти. Внимательный зритель разглядит на сцене и Рим, и Украину, и Японию, и Россию. То, что произошло с Цезарем, могло и может произойти где угодно. Второе действие спектакля как раз и показывает временное обозначение и несет в себе двойной смысл. Вместо римских заговорщиков перед зрителями предстают убийцы в строгих костюмах, а дух Цезаря распыляет перед собой огромный флакон духов. Но диалоги не меняются, на сцене все тот же Шекспир.

Британская пьеса в современной адаптации Юрия Грымова весьма лаконичная и жесткая, по всей своей сути очень «мужская», без каких-либо сантиментов. Само убийство Цезаря происходит очень быстро и, хотя спектакль называется его именем, император и диктатор Рима появляется на сцене всего дважды или трижды. В первом же действии происходит его убийство в Сенате, повлекшее за собой неотвратимые последствия для всей Римской империи. Спектакль поражает своей аскетичной сценографией. На сцене нет ничего лишнего. Перемещаемые актерами бревна создают из подиума для модного показа превращаются в распятие. Также стоит отметить и красочные яркие костюмы представителей власти, контрастирующие с полумраком сцены и серой одеждой обывателей.

Режиссерское чутье в подборе актеров Юрия Грымова не подвело. Цезарь, которого блестяще сыграл актер Петр Ступин, умен и доверчив одновременно. Алексей Гиммельрейх, чей Брут цинично предал своего друга Цезаря, сумел передать зрителю то смятение, которое он испытал, принимая сторону заговорщиков. Но ради чего он это сделал? Ради власти? Нет, Брут совершил преступление ради Рима и народа. А что сделал Кассий и Марк Антоний? Первый воплотил в себе всепоглощающее зло из зависти и жажды власти. Ранее блиставший в спектакле «О дивный новый мир» актер Игорь Яцко сумел и тут прекрасно сыграть роль Кассия.

Марк Антоний в исполнении Алексея Багдасарова показал себя великолепным оратором. Соратник Цезаря сумел своей пламенной речью направить разгоряченную толпу против заговорщиков и впоследствии стать единоличным правителем Рима.

Так кто же главный герой в этой театральной постановке? Цезарь, Брут, Кассий или Марк Антоний? Нет, основным персонажем на сцене является народ, которым манипулируют и навязывают нужное власти мнение. А серой массе неважно кто ей руководит, будь то Цезарь, Брут или Марк Антоний. Народ заслужил свою судьбу, возвышая правителей на пьедестал и так же жестоко с него их свергая. Стоит досмотреть постановку до самого конца, чтобы понять и задуматься об этом.

Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль, драма.

Другие публикации