Главный художник Большого Московского цирка Надежда Русс рассказала корреспонднту РБ Евгению Чеснокову о сотрудничестве с братьями Запашными, предстоящей «футбольной» премьере и своих творческих планах. Надежда Русс — автор сценических костюмов к спектаклям Большого Московского цирка и шоу Цирка братьев Запашных, причём моделями талантливого дизайнера становятся не только люди, но и животные, например, дрессированный шимпанзе Микки.
— Дизайнер Рэй Кавакубо признавалась: «Я всегда начинаю с того, что забываю всё, что делала раньше, и игнорирую всё, что уже существует». А Вам приходится повторяться?
— Я пытаюсь вообще не повторяться, интересно соревноваться с самим собой, но у нас существуют определённые технические требования, от качества костюма зависит жизнь циркового артиста.
— Есть дизайнеры-провокаторы, которые взрывают стереотипы, эпатируют публику. Вы склонны к эпатажным выходкам?
— Когда делаю что-то своё, то — да. Но в цирк ходят зрители с маленькими детьми, нельзя травмировать их психику.
— Высокая мода — для избранных, она скрыта за стенами домов моды, или всё-таки для всех женщин и мужчин?
— Haute Couture несомненно это эмоциональный творческий выплеск художника, в нём прослеживаются новые тенденции моды, новые ткани, новые способы обработки, но это заявка, чтобы создать pret-a-porter.
— Говорят, что Дьявол носит Prada. А кому из библейских или литературных персонажей подошли бы наряды от Надежды Русс?
— Сложный вопрос. У меня были и боги Древней Греции, и роботы, и персонажи русского народного фольклора. Думаю, что и библейских персонажей одеть не проблема.
— Кто Вам ближе: Зайцев или Юдашкин?
— Наверное, Зайцев.
— На недавнем юбилее Вячеслав Зайцев рассказывал о своём сотрудничестве с театром «Современник», с Театром Сатиры. В Вашем портфолио есть театры?
— Да, я в цирк пришла из Театра оперетты, где ещё будучи студенткой работала в таком крупном проекте как мюзикл «Метро», первом мюзикле в России. Я сотрудничаю с Большим театром, а как зритель люблю смотреть хорошие постановки в разных театрах. Я очень люблю театр.
— А как Вы оказались в цирке?
— В институте я училась на дизайнера по костюмам и абсолютно не планировала связывать свою жизнь с цирком, но так получилось, что волей судьбы вокруг меня было много людей, работавших в цирке. Мне стали предлагать работу, но я была ближе к театру, сотрудничала с танцорами, с фигуристами. Когда узнала, что Запашные ищут художника, прислала им своё портфолио и мне ответили, что это – то, что надо. Аскольд Запашный не хотел циркового художника, ему хотелось свежее видение, другое восприятие манежа.
— И как происходит взаимодействие с заказчиком?
— Мне крупно повезло, режиссёр нашёл своего художника, а художник нашёл своего режиссёра. У нас классный творческий тандем, взаимопонимание на астральном уровне. Аскольд Запашный ни в чём меня не ограничивает. Допустим, он говорит тему — футбол, и я могу творить, что угодно. В процессе работы мы постоянно общаемся, согласовываем эскизы, но у меня нет ограничивающих рамок. Это счастье для художника.
— Концепция братьев Запашных вполне театральная, они отказались от классического дивертисмента и ставят цирковые спектакли. У Вас есть любимые спектакли?
— Мне очень нравятся «К.У.К.Л.А.» и «Легенда», они меня покорили.
— Необычная постановка «UFO. Цирк с другой планеты». Никто не знает, как на самом деле выглядят инопланетяне, можно нафантазировать, что угодно. Как создавались инопланетные образы?
— Очень легко было работать. Этот проект я сделала в кратчайшие сроки на одном дыхании, сидя на берегу Карибского моря, рисуя эскизы и отправляя по wi-fi в Москву.
— Летом в России пройдёт Чемпионат мира по футболу и этому масштабному спортивному событию будет посвящён новый спектакль Большого Московского цирка. Надо ли разбираться в футболе, чтобы создать костюмы для этой постановки? За сборную России «болеете»?
— Я так «болела» за наших хоккеистов на Олимпиаде!
— Футболистам очень далеко до мастеров хоккея, иногда кажется, что им место на манеже — смешить зрителей.
— У нас свои прекрасные клоуны, в новом спектакле на манеж выйдут восемь человек, немножко не хватает до состава футбольной команды. Будет весело, некоторые мужчины станут изображать женщин. Я изучила материал, прекрасно знаю, как выглядят футболисты, но их игровая форма не очень нужна, потому что спектакль не столько про игроков, сколько про приключения болельщиков. На афише изображены фанаты, которые приедут к нам на Чемпионат мира. К нашей сборной команде отношусь прохладно, но всё равно хочется побед, хорошей игры.
— Вероятно, чтобы сборная Россия побеждала, надо поставить в нападение братьев Запашных (кстати, Эдгард Запашный неплохо играет за артистическую сборную) и ещё восемь тигров на разные игровые позиции, а на ворота…
— …а вратарь тогда вообще не нужен.
— Зрители с нетерпением ждут и мировое первенство, и премьеру в Большом Московском цирке, но вернёмся к истокам. Ваша первая цирковая работа?
— Это было очень давно, когда я работала с цирком «Демиург» компании Росгосцирк, спектакль назывался «День рождения клоуна». А как зритель ходила однажды в Цирк на Цветном бульваре.
— В детстве я боялся клоунов, ведь никогда не знаешь, что за человек скрывает лицо за слоем грима.
— У нас смешные клоуны, замечательный режиссёр клоунады Андрей Шарнин, я очень люблю Ксюшу Зубову, Колю Кормильцева. Помогаю придумывать им образы.
— Эдгард и Аскольд Запашные тоже выходят на манеж в Ваших костюмах? В одном из аттракционов у них были оранжевые костюмы и почему-то чёрная траурная повязка на рукаве.
— Она не траурная. Эта деталь характерна для сценических костюмов Майкла Джексона, который очень нравится Аскольду Запашному.
— Большой Московский цирк славится своим балетом…
— У нас десять девочек и шесть мальчиков во главе с талантливым хореографом Ольгой Полторак. Она не просто идёт в ногу со временем, она опережает время. Я делаю весь цикл работы над костюмами, иногда в качестве художника-постановщика придумываю темы номера. Я предлагаю концепт, предлагаю различные варианты, подбираю материал и отделки, снимаем мерки. На фестивале «ИДОЛ-2017» балет представил образы России, нет, не водку, медведя и балалайку, а то, чем мы гордимся — Кремль, флаг и герб, православный храм, урожай, суровая зима, театр, рубль.
— В мастерской цирка трудится большая команда?
— Над созданием костюмов работают несколько мастерских, это швеи, закройщики, бутафоры, люди, которые создают изящные украшения, вышивки.
— А случались какие-то весёлые конфузы, как в фильме «Бриллиантовая рука», когда Андрей Миронов выходит на подиум и «Брюки превращаются, превращаются брюки»…
— Бывало, что с артиста слетал парик, но самое ужасное, если во время выступления расходится «молния» — в этот момент ты молишься, чтобы костюм не упал, потому что это будет провал. Я слежу за качеством исполнения костюмов, но это технический момент, так бывает.
— Когда мы увидим Вашу коллекцию на подиуме Недели моды, её тема будет как-то связана с работой в цирке?
— Мне есть что показать. В данный момент я работаю над авторской коллекцией совместно с израильским дизайнером Леной Ревенко, это будут наши находки, не перекликающиеся с цирковой тематикой. Я реально счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что нравится.
Рубрика: Интервью. Метки: художник, цирк, дизайн.