13.04.2018 18:16

Борьба за Москву: велосипедисты против автомобилистов

Текст и фото: Дмитрий Хоров

В субботу 7 апреля в одном из павильонов ВДНХ столичные власти провели общественные слушания о развитии велоинфраструктуры в городе.

«В 2011 году в Петербурге разрабатывали велоконцепцию, — рассказывает Сергей Шелмаков, доцент МАДИ, который изучает оптимизацию транспортного движения в городах, — Открою секрет, один из руководителей департамента транспорта начал заседание словами: «Обоснуйте, пожалуйста, с научной точки зрения, что велотранспорт не нужен, мы вам заплатим деньги, пожмем руки и разойдемся».

«К сожалению велосипедистов, этого товарища повысили, он переехал в Москву и теперь помогает тут, а велосипедизация Петербурга [по вышесказанным причинам] отодвинулась почти на шесть лет, — продолжает он, — все должны понять, что вопрос велосипедизации — неизбежный, противиться ему нет никакого смысла».

Но не все собравшиеся на общественном слушании разделяли такой взгляд. Координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов продемонстрировал присутствующим видеоролик с ускоренной записью событий на одной велодорожке в центре Москвы. Из безумного потока машин на велодорожку, нарушая правила ПДД, заезжали автомобили, по ней проехало всего несколько велосипедистов. 

«Видите, как мало велосипедистов ездит по велодорожкам! Я наблюдаю такое явление, как диктат агрессивного меньшинства», — говорит он о требовании велосипедистов обеспечить им возможность безопасно передвигаться по городу.

«Велосипед в Москве это транспорт или развлечение?», — спрашивает зал Антонов. «Транспорт», — уверенно отвечает зал. «Тогда почему вы считаете возможным выпускать на дороги общего пользования людей, которые не прошли обследования психиатра, нарколога, у которых нет прав, — говорит он, — ещё в царские времена городская управа раздавала разрешения на езду по городским улицам на велосипеде!» 

О том, что в подавляющем большинстве стран такую практику признали излишней, выступающий решил умолчать. 

«Триста девяносто шесть человек в Москве ежегодно страдают [в автоавариях], и то, что это происходит — дело рук велосипедизаторов Москвы!», — продолжает сторонник автотранспорта, но не уточняет, что обычно пострадавший велосипедист просто бывает сбит нарушителем-автомобилистом.

Линию противников велосипедов продолжает координатор проекта «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, для автомобилиста любое столкновение с велосипедистом — это царапина на машине, а для велосипедиста — тяжелое падение и, возможно, увечья. Но, к сожалению, за это водителю автомобиля приходится садиться в тюрьму.

Ему возражает депутат муниципального собрания Пресненского района Анастасия Ромашкевич. Согласно статистике, большинство пострадавших в автоавариях — это сами водители и их пассажиры: «Уважаемые водители, вам действительно нужно серьезнее относиться к безопасности, потому что в основном вы убиваете сами себя и своих близких, которых везете в машине», — говорит она.

— Я хочу, чтобы господин Шкуматов (координатор автолюбителей из общества «Синие ведерки») сейчас вслух произнес то самое слово, которым людей на велосипедах обычно называют члены сообщества автомобилистов Москвы, — призывает депутат. В зале кричат «Браво!» и аплодируют. Но Шкуматов стесняется публично произнести слово «хрустики». 

Одно из последних выступлений с отчетами и планами об организации велопространства, где слово взяла руководитель дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Ольга Мальцева, подверглось критике. В предстоящем плане строительства велодорожек, подавляющее их большинство будет построено в центре города.

Однако, по проведенному опросу  среди незаинтересованных людей (опрос обычных соискателей работы на сайте HeadHunter), горожане в подавляющем большинстве выступили за оснащение велосипедными дорожками их собственных районов и постройку тех дорог, которые соединяют их с центром.

Глава научно-исследовательского института велосипедного транспорта Игорь Маркин спрашивает зал о тех, кто проживает внутри Садового кольца. Всего лишь четверо из более чем шестидесяти присутствующих поднимают руки. «Почему же департамент транспорта предлагает в первую очередь строительство велосипедных дорожек в центре города?» Зал аплодирует.

Мнения в защиту пользы и развития велосипедного движения были представлены убедительными выступлениями урбаниста Аркадия Гершмана, Владимира Кумова (организатора велопарадов и акций «На работу на велосипеде»), Евгении Беляковой («Гринпис») и других.

Историю того, как на практике успешно превратить обычный российский город в удобное велосипедное пространство и помочь жителям использовать велосипед как транспорт, рассказал директор городского управления автомобильных дорог Альметьевска.

Представитель «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев озвучил предложения о повышении общей грамотности велосипедистов в области ПДД и предложил им участвовать в волонтерской программе по обучению школьников правилам передвижения по городу.

Часть участников, в том числе депутат Анастасия Ромашкевич, приехали на встречу на велосипедах. После собрания активисты будут утверждать проект резолюции о развитии велосипедной инфраструктуры Москвы, учитывающий удобство, безопасность, а также сохранение пропускной способности дорог и парковочного пространства.

Общение с участниками встречи после окончания дебатов оставило у корреспондента РБ впечатление повисшего в воздухе вопроса: будут ли проведены в Москве не косметические, а реальные меры по улучшению города для велодвижения? Те самые меры, в которых нуждаются граждане по результатам статистических опросов и исследований?

Интересные факты о велосипедистах в городах: 

Есть множество городов с активным велосипедным движением, где климат и осадки суровее московских, к примеру, в Финляндии. Таким образом, в Иркутске при умеренно-холодном климате условия для велосипедистов лучше, чем в городе Хельсинки (Финляндия). При этом в Финляндии зимой на велосипеде ежедневно передвигается более одной пятой жителей страны, иногда до 40%, а летом число возрастает до 80% населения.

Мороз и жара не сильно влияют на передвижение велосипедистов по городу. Как выяснилось в результате исследований, на это больше влияет качество уборки велодорог от осадков.

Велодороги необходимо разрабатывать не в расчёте на тех, кто уже ездит на велосипеде, а для тех, кто ещё этого не сделал.

Велоезда безопаснее передвижения на автомобиле, и практически не приводит к износу дорог. За 2017 год только в Москве в автоавариях, произошедших по вине водителей, было ранено или покалечено 8869 человек (из них 999 младше 18 лет), погибло 369 человек (статистика согласно сайту ГИБДД).

Увеличение пользования велосипедами решает в городе такие проблемы, как автомобильные пробки, загазованность воздуха, снижает расходы пользователей транспорта, уменьшает шумовое загрязнение.

Езда на велосипеде улучшает здоровье: уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает мышечный тонус, способствует снижению лишнего веса.

Рубрика: Репортаж. Метки: город, велосипеды.

Другие публикации

23.07.2018 в 13:52

На УрбанФоруме показали Москву будущего


В парке Зарядье завершился международный съезд урбанистов

02.07.2018 в 13:15

Адский Астана


Говорят, такое можно встретить только в самых нищих сёлах Африки, где население занимается исключительно войной с соседними сёлами.

26.06.2018 в 13:09

Астана – город контрастов


Астана оставляет неизгладимое впечатление. Познакомиться с городом по картинкам и рассказам невозможно, чтобы его почувствовать, в него нужно обязательно съездить.

18.06.2018 в 09:38

Астана: по Акмолинску и Целинограду


Астана – это не только построенный в чистом поле «сити». Здесь намного интереснее, чем вы думаете.

07.05.2018 в 12:58

Весна в Вейшнории


Мы совершили дружественный визит в вымышленную страну, с которой белорусская и российская армии воевали осенью 2017 года.

19.04.2018 в 11:24

Калуга – колыбель космонавтики


Калуга по праву считается колыбелью космонавтики. Здесь жил и трудился дедушка космонавтики Константин Циолковский.

02.04.2018 в 10:45

Сердце России: Ноябрьск


Обычно в России говорят, что я приехал не в то время, чтобы объяснить окружающую грязь и разруху. Наконец-то, я попал в тот город, в котором существует «то» время.

27.03.2018 в 10:31

Прогулка по Минску в День Воли


БНР просуществовала недолго, но заложила фундамент нынешней Республики Беларусь, поэтому сейчас этот день отмечается, как День Воли.

08.02.2018 в 15:50

В «Аптекарском огороде» проходит фестиваль орхидей


Тропическая зима за стёклами оранжерей Ботанического сада МГУ.

30.01.2018 в 13:59

Протесты в Москве: акция сторонников Навального


28 января в городах России прошли акции, призывающие бойкотировать выборы Президента России, которые пройдут 18 марта 2018 года.

07.08.2017 в 03:18

Цветочный бал на Тверской площади


Москвичи и гости столицы были приглашены на Цветочный бал, в самом центре города, на Тверской площади.

01.08.2017 в 01:17

Рязань погрузилась в дым на День города


В Рязани на треке автоспортивного комплекса «Atron International Circuit» прошел 5 этап Российской дрифт серии.

02.07.2017 в 20:52

Петербург отметил «Алые паруса-2017»


На Дворцовой площади и в акватории Невы прошёл праздник «Алые паруса».

13.05.2017 в 11:38

Акция #Антитрущоба прошла в Петербурге


Фонд Имущества Санкт-Петербурга предлагает жителям отправлять фотографии аварийных домов через сайт Фонда.