28 апреля на причале Северного речного вокзала играла музыка, выступали артисты, в небо взлетали разноцветные шарики — речники отметили начало круизной навигации. Первые теплоходы ушли на маршруты, а руководители ведущих круизных операторов на пресс-конференции поделились своими планами на туристический сезон 2018 года.
Какое лицо будет у навигации-2018? Какие технологические новинки нас ждут?
Андрей Михайловский, Генеральный директор ООО «Инфофлот-Москва»:
На подавляющем количестве теплоходов «Речного альянса» каюты это не только помещения со спальными местами, в каждой есть Wi Fi, кондиционеры, холодильники, внутренние телефоны, спутниковая связь, кабельное телевидение. И это уже стандартный, а не премиальный уровень. Мы уже обогнали отели в этом отношении. На морских круизах популярностью пользуются симуляторы, компьютерные игры, но в речном круизе свои особенности, человек не проводит всё время на борту, экскурсии, любование пейзажами — это наши преимущества, поэтому мы сильно не увлекаемся игровыми технологиями. Создана удобная система интернет-бронирование, интернет-продаж. Не нужно идти в офис, в течение нескольких минут можно всё забронировать и оплатить, получить электронную путевку. Компания «Инфофлот» в прошлом году ввела онлайн бронирование дополнительных экскурсий. Если раньше этот процесс осуществлялся на борту в круизе, то сейчас экскурсии можно обдумывать, выбирать за полгода, заранее, что очень удобно.
Вопрос ко всем перевозчикам, возможны ли театральные антрепризы, вернисажи художников, показы экспериментального кино на борту? Подобные культурные программ помогут расширить вам контингент.
Светлана Гончарова, заместитель директора ОАО «Мостурфлот»:
Все компании «Речного альянса» прилагают максимум усилий для того, чтобы обновлять программы, каждый год вводят дополнительные экскурсии и направления, чтобы радовать своих новых и повторных туристов. И, конечно, на борту проводятся самые разнообразные тематические мероприятия. Чебоксары, например, встречают гостей ярким этнографическим представлением. Татарстан находится впереди всех регионов, здесь много вкладывают в развитие туризма. Для речников здесь сделали два подарка — это остров Свияжск и Болгары, где мы имеем возможность подходить любым бортом четырёхпалубными теплоходами. По этой причине очень популярными стали рейсы с заходом в эти места. Старая Ладога осенью прошлого года открылась для речных туристов. Раньше мы работали с маленькими турфирмами в регионах, сейчас региональные власти оказали им существенную поддержку, и в результате уже подписаны договора с массой турагентств, которые обслуживаютнас в регионах и предлагают огромное количество интереснейших программ, таких как эко-туризм с посещением молочных ферм, промышленный туризм с посещением автомобильных заводов. Есть гастрономические туры, круизы с сомелье на борту и дегустацией вин, чайный клуб «Круизное чаепитие», где рассказывают о разных сортах чая и чайных традициях в мире, есть обучающие программы, например, «Звёздное небо круиза» на теплоходе «Иван Крылов», в рамках которой выступают учёные Планетария и космонавты, показываются фильмы в современном формате. Есть клубы: мужской, женский, подростковый, детский, где проходят мероприятия на очень современном уровне. Много квестов и на борту теплохода, и в тех городах, где мы останавливаемся с активным участием подростков. Привлекаем писателей, есть писательские туры. В речных круизах у компаний каждый год очень и очень много новинок. Все программы пользуются большим спросом у наших гостей. У нас на теплоходах проводятся мастер-классы и обучение для всех туристов. Например, уроки фотографии, которые дают фотографы с мировым именем, призёры самых разных конкурсов.
Эти люди будут помогать нашим туристам, правильно фотографировать, правильно увидеть замечательные вещи мимо которых мы часто проходим. Сейчас все наши туристы — фотографы! Например, в 4 часа утра на палубе можно застать «охотников за солнцем». Ради таких ранних пташек мы ввели такое понятие, как «утренняя чашечка кофе», чтобы они имели возможность рано утром выпить кофе или свежий чай. Мы готовы к любым изменениям. Пытаемся привлечь молодежь к нашим круизам. Развлекательные программы на борту организуются силам молодых ребят, которые в буквальном смысле горят, им интересно работать, они сами яркие и им хочется создать что-то яркое на борту теплохода. Мы рассматриваем самые разные предложения, ведём переговоры с актёрами, писателями, художниками, привлекая к себе с их идеями и их программами. Придумали программу «Любимые имена», договорились с актёрами, известными и молодыми современными, которые будут давать на наших теплоходах концерты, творческие вечера, отвечать на вопросы, которые интересуют людей и проводить определённые проекты с нашими подростками, что особенно важно для нас. Подростки у нас играют в спектаклях, снимают фильмы, делают пародии, т.е. очень активно задействованы. В летний период у нас отдыхает большое количество детей до 14 лет. Статистика 2017 года показывает, что на теплоходе с максимальным количеством пассажиров в 250 человек детей бывает до 80 человек. Детям очень нравится на теплоходах.
Андрей Михайловский, Генеральный директор ООО «Инфофлот-Москва»:
Каждый год теплоходы приобретают новые черты. К нам приходят художники, московские и провинциальные. В этом году на теплоходе «Лебединое озеро» будет задействована тема балета, а в салоне искусств будут проходить мастер-классы по живописи. Все наши вечерние программы это не диджеи и не баян, а, действительно, профессиональные артисты, и в рамках рейсах, особенно длинных, на Волгу, к нам подсаживаются региональные труппы, артисты. Таким образом, составляются программы вечера, например, «Знакомство с чувашской культурой», если проходим Чебоксары. Это вектор развития круизов. Людям подобные программы очень нравятся.
Андрей Смолин, коммерческий директор ООО «ВодоходЪ»:
Уже давно не существует такого культурного досуга на теплоходах, который мы шуточно называем «играй, гармонь» и «вечерняя дискотека». Развлекательные бригады это 10-15 человек, начиная от детского аниматора, заканчивая артистами оригинальных жанров, и так далее. Программы становятся все более и более разнообразными из года в год. В 2018 запланировано около 30 тематических рейсов, каждый из которых обладает своей уникальной анимационной программой на борту и экскурсионной программой.
В связи с тем, что растёт поток иностранных туристов, скажите, пожалуйста, какие страны наиболее активны, растет ли процент самостоятельных путешественников, которые сами купили путевку? И, уделяя пристальное внимание иностранцам, не оставляете ли нашим туристам что-то попроще?
Андрей Смолин, коммерческий директор ООО «ВодоходЪ»:
По прежнему иностранцы приезжают к нам из Европы, постепенно восстанавливается турпоток из США, который практически исчез в 2014 году. Китайских туристов не так много, они предпочитают менее продолжительные путешествия, наши классические 12-дневные круизы им не подходят. Категорически не согласен с тем, что нашим туристам «достаётся самое плохое». Мы уже давно ушли от разделения наших теплоходов на «русские» и «иностранные». У нас огромное количество т.н. совместных круизов, когда одновременно на борту находятся и россияне, и иностранцы. На всех теплоходах, которые преимущественно работают с иностранцами, есть рейсы, которые ориентированы исключительно на российскую публику. Никакой дискриминации нет, даже цена примерно одинаковая. Самостоятельных иностранцев практически нет, буквально десятки, потому что, как правило, они покупают пакетный тур, включающий в себя перелёт, трансфер, визовую поддержку, большую часть которого формирует иностранный туроператор.
Светлана Гончарова, заместитель директора ОАО «Мостурфлот»:
Большинство туристов, покупающих путёвки на наши круизы, из Европы, если сравнивать с другими континентами. Есть приток вьетнамских туристов. С китайским рынком работаем пока неактивно, примерно 100-200 человек в навигацию. Китайцы выбирают самые разные круизы и берут туры только с российскими туристами, не с иностранными. Они коллективные люди, вместе гуляют, поют, очень доброжелательные, единственное, просят адаптировать питание. Есть особые случаи, когда с иностранными партнёрами подписываются контракты и под эти деньги строятся премиальные теплоходы. Так, например, «Александр Грин» (австралийский заказчик) ориентирован на иностранные рынки, как и «Княжна Виктория» (заказчик из США), это теплоходы изначально более высокого класса. Если есть возможность, то мы, конечно, пускаем эти теплоходы на наш рынок, хотя они стоят значительно дороже: каюты больше по размеру, каюты с балконами, другой сервис, питание. Несмотря на то, что цена на путёвки в два раза выше, «глубина» продаж на них выросла на 80%. Впрочем, более детальную информацию о спросе мы получим в конце навигации. Наших российских туристов мы очень любим, готовим для них гораздо более насыщенные подробные информативные программы. Считаем, что преимуществ у наших туристов даже больше, чем у иностранных.
Андрей Михайловский, Генеральный директор ООО «Инфофлот-Москва»:
Компания «Инфофлот» исторически работает на российском рынке, желания выходить на иностранный рынок пока не возникает, так как потенциал у нашего отечественного рынка огромен. В среднем 400-500 тысяч человек отдыхает в круизах, и, если сравнить эту цифру с населением страны, то будет очевиден объём спроса. Границы между продуктом для россиян и для иностранцев практически стёрлись, к тому же россияне становятся более требовательными.
Вопрос, связанный с южными регионами, в частности с Новороссийском. В этот город приезжает огромное количество россиян, сюда прилетают с Севера для отдыха, но нет возможности отправиться ни в Турцию, ни даже в Сочи на кораблях. В Новороссийском морском вокзале проходят выставки кошечек и другие, не имеющие никакого отношения к морю.
Андрей Михайловский, Генеральный директор ООО «Инфофлот-Москва»:
Главная проблема — отсутствие у людей информации. На регулярной основе, раз в неделю в Новороссийск из Сочи заходит морской теплоход «Князь Владимир». В прошлом году порядка 5 тысяч человек совершило черноморский круиз на этом теплоходе при максимально доступных ценах. Это ещё один сегмент — «морские круизы», люди не ушли с речных круизов, просто пересаживаются на другие корабли, мы видим прекрасные отзывы и будем стараться информировать об этих круизах дальше.
Светлана Гончарова, заместитель директора ОАО «Мостурфлот»:
На астраханской судоверфи «Лотос» уже частично для компании «ВодоходЪ» построены два теплохода «Петр Великий» и «Князь Владимир». «Петр Великий» будет ходить не только по рекам, но и по морям. Москва – порт пяти морей. Из Москвы на теплоходе по каналам и рекам можно выйти в Балтийское и Белое моря, а также в Черное, Каспийское, Азовское. Мы планируем круизы в Черное море, выходя из Керченского залива будем уходить в сторону Грузии, возможно, и Турции.
В России в 2018 году будет проведён Чемпионат мира по футболу. В прошлом году на Кубке Конфедераций была некая предварительная репетиция ЧМ, воспользовались ли операторы речных круизов возможностью проанализировать спрос на свои теплоходы как средства перемещения для футбольных болельщиков. Что вы можете сказать по этому поводу, будет ли предложена такая услуга/продукт для тех, кто приедет в Россию на Чемпионат мира в этом году?
Светлана Гончарова, заместитель директора ОАО «Мостурфлот»:
Два года были собраны все представители круизных компаний для обсуждения оригинального продукта – предоставить наши теплоходы для возможности быстро перемещаться между городами, где проводятся матчи, ведь все эти города стоят на реках. Мы все сказали, что готовы оказать поддержку уникальному формату, вот наши условия, мы не поднимали цены, всё рассчитали, во многие города попадали идеально. Но, не по нашей вине ничего не получилось. Мы были вынуждены все маршруты поставить в расписание и продавать как круизы. Рассматривались также вопросы постановки теплоходов как гостиниц, там, где будут проходить матчи, но и этого также не случилось. Интереса же болельщиков к нашим круизам мы не почувствовали. Наоборот, для иностранных клиентов, которые приехали к нам отдыхать, возникли сложности, связанные с повышением стоимости билетов на самолеты. Что касается офисов “Visit Russia” за границей, то мы с ними работаем, обеспечиваем всей необходимой информацией.
Андрей Смолин, коммерческий директор ООО «ВодоходЪ»:
Как я уже говорил, позитивным фактором для нас является упоминание России на международной арене на фоне Чемпионата мира по футболу. Уже два года назад мы рассматривали вопрос использования теплоходов в качестве гостиниц. Но реальные запросы от Казани, Самары, Санкт-Петербурга пришли в начале года, в январе-феврале. И мы были вынуждены отказать, так как расписание движения судов уже было сформировано, на больше половины были проданы места, и мы не могли бросить тех, кто купил путёвки. Мы рознично ориентированные операторы, гостиничный проект остался нереализованным. Болельщиками также без энтузиазма была оценена возможность перемещения на теплоходах из города в город, видимо, трансфер показался долгим.
Рубрика: Репортаж. Метки: транспорт, пресс-конференция, теплоход.