07.05.2018 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3

Текст: Анна Горностаева
Фото: Игорь Генералов

Часть 1

Часть 2

Прессово-рамный завод

Здесь изготавливаются каркасы кабин для классической модели КАМАЗа и новой «еврокабины». Классическая модель готовится с нуля: станки разрезают сталь, раскраивают ее и сшивают в каркас. На каждую кабину уходит три тонны металла. Детали каркаса называются «оперение», как у птицы.

В прошлом году на КАМАЗе изготовлено 38 000 грузовиков, планы на 2018 – 43 000 автомобилей. Мощности прессово-рамного завода это позволяют.

Каркасы кабины «Даймлер» собираются из крупных узлов, поставляемых из Германии. В этом есть экономический смысл: настройка оборудования для штамповки деталей требует времени и больших вложений, а модель К4 изначально задумывалась как переходная. Поэтому процент локализации еврокабины достаточно небольшой. В основном это элементы внутреннего усиления.

Линия сварки крыши для К4 полностью роботизирована. Рабочий укладывает детали крыши на специальном станке, словно детали пазла. Процесс работы отражается на особом мониторе: правильно уложенные элементы отражаются на экране зеленым, пустые места – красным. Когда весь пазл окрашивается зеленым, рабочий покидает площадку, и только тогда запускается сварочный робот, накрепко соединяющий детали между собой.

Собранные каркасы по подвесному конвейеру поступают на второй этаж завода, в цех окраски. Сначала детали проходят первичную грунтовку, это главная защита от коррозии. Она проводится методом катафореза: каркас кабины опускается в ванну с реагентами, куда подается постоянный ток. Под его действием в поверхностный слой металла кабины проникают защитные вещества, которые сохранят его от коррозии на долгие годы работы в агрессивных условиях: трудяги КАМАЗы используются в самом тяжелом климате и сложной среде.

Дальше каркасы проходят очистку, вторичную грунтовку и покрываются краской. Сейчас в палитре КАМАЗА восемь цветов: белый, зеленый, синий, желтый, вишневый, ярко-красный для пожарных машин, хаки для машин МЧС и традиционный оранжевый. Хотя этот, когда-то самый распространенный для КАМАЗов цвет, в последнее время сдает позиции Заказчики чаще выбирают кабины белого цвета. Есть на заводе и камера ручной окраски: по желанию заказчика кабину можно будет раскрасить в совершенно любой цвет.

Завод двигателей

Сегодняшние модели КАМАЗ оснащаются двигателями нескольких типов: родным V8, даймлеровским дизелем и моторами совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА», созданного в Набережных Челнах в 2006 году.

На этом конвейере привозные двигатели Daimler и «КАММИНЗ КАМА» превращаются в силовые агрегаты КАМАЗ. На них навешиваются тормозная система, коробка передач и другие нужные механизмы. В линии силовых агрегатов 50 рабочих мест, или точек сборки. Такт сборки – 160 секунд. Это значит, что каждые 160 секунд с конвейера сходит новый силовой агрегат.

V8 – оригинальный двигатель КАМАЗ, собирается на заводе еще с 1976 года. Конечно, с тех времен двигатель прошел ряд модификаций, усовершенствовался технически и стал соответствовать изменившимся экологическим требованиям. Главное его достоинство – годами проверенная надежность и низкая цена. V8 полностью локализован: большая часть его компонентов изготавливается на КАМАЗе. Это очень важно в наше время скачущих курсов валют и санкций: позволяет сохранить стабильно низкую цену, одно из преимуществ КАМАЗа на рынке.

Такт сборки конвейера – 86 секунд; в смену изготавливается 240 двигателей.

Совсем скоро у надежного и привычного V8 появится замена. Уже готова производственная линия для сборки Р6 –двигателя для КАМАЗа нового поколения. По техническому заданию инженеров КАМАЗа его разработала швейцарская компания Liebherr. Мощность Р6 составит от 400 до 700 лошадиных сил, рабочий ресурс – до полутора миллионов километров. Сравните с показателями V8: мощность до 450 л.с., ресурс – 800 000 км.

Длина конвейера для сборки Р6 – 200 метров. На ней 43 рабочих места, оснащенных по последнему слову станкостроительной техники. На первом этапе серийного производства мощность производственной линии будет равна 14 000 двигателей в год. Крупносерийное производство нового двигателя начнется в начале 2019 года, а сейчас идут ходовые испытания двигателя, конструкция проверяется и дорабатывается.

В апреле 1993 года на заводе произошла катастрофа: сильнейший пожар уничтожил не только корпуса, но и сложное технологическое оборудование. Несмотря на крайне тяжелую экономическую ситуацию тех лет, при поддержке правительства России и Татарстана завод был восстановлен в считанные месяцы; выпуск продукции возобновился уже в декабре 1993.

Эти архаичные станки рядом с роботами – не случайность. Где-то по российским дорогам до сих пор бегают КАМАЗы, выпущенные 15-20 лет назад. Сервис-центры компании продолжают их обслуживание, и завод выпускает для старичков детали и компоненты. Развитая сеть сервисных точек в России и за ее пределами – одно из главных конкурентных преимуществ КАМАЗа, наряду с приемлемой ценой и растущим качеством.

На прощание нам показали как работает дочернее предприятие ПАО «КАМАЗ», ООО «Челныводоканал». У него важная задача – обеспечивать водой заводы и население города.

Впереди нас ждало знакомство с готовой продукцией.

камаз3камаз3камаз3камаз3камаз3камаз3камаз3камаз3камаз3
Рубрика: Репортаж. Метки: завод, производство, КАМАЗ.

Другие публикации