08.05.2018 10:44

«Цитадель» российского ракетостроения

Текст: Елена Бионышева-Абрамова
Фото: Алексей Клиндухов

«Цитадель» российского ракетостроения, «Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников долгие годы оставался секретным и поэтому — закрытым. Однако в начале этой весны нам удалось попасть на это предприятие. Здесь, в РКЦ «Прогресс» в Самаре, многие годы стабильно совершенствуют технологии, надежность ракет-носителей, увеличивают срок службы спутников и точность передачи информации.


Боковые блоки

Рассказывает заместитель генерального конструктора по научной работе АО «РКЦ «Прогресс», Евгений Владимирович Космодемьянский:
— Наше предприятие уже более 120 лет выпускает самую передовую для своего времени технику. Сегодня, основная продукция предприятия – ракеты-носители среднего и легкого класса и космические аппараты дистанционного зондирования Земли научно-хозяйственного назначения.

Мировую известность предприятию принесла РН «Союз», созданная на базе легендарной ракеты Р-7. В настоящее время разработано более 10 модификаций ракет-носителей. Знаменитые «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2» в разных модификациях до настоящего времени остаются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей и большинства отечественных космических аппаратов, а также спутников иностранного производства.


Блоки ракет-носителей

С 60-х годов ХХ века предприятие разрабатывает и изготавливает спутники различного назначения. Космические аппараты серии «Ресурс-П» — это спутники дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением. Информация, получаемая с этих аппаратов, используется в интересах различных министерств и ведомств, в том числе министерства сельского хозяйства и МЧС.


Центральный блок РН СОЮЗ-2 в цехе общей сборки и испытаний ракет-носителей

Среди высокотехнологичных разработок нового поколения стоит отметить спутник «Обзор-Р». Это космический аппарат радиолокационного назначения. С помощью этого аппарата мы сможем наблюдать Землю в любую погоду и независимо времени суток. Такая информация очень важна для потребителя. Сейчас этот аппарат проходит испытания и по их окончании будет запущен.

Большое внимание наше предприятие уделяет разработке малых космических аппаратов. Это очень интересное направление, которое мы осваиваем с привлечением студентов и аспирантов вузов. Среди таких аппаратов — «Аист-2Д». Он был запущен два года назад и сейчас активно эксплуатируется. В рамках работы с этим аппаратом предприятие активно выходит на дистрибьюцию космической информации, в том числе для зарубежных заказчиков. Такая информация всегда находит потребителя, и мы надеемся на расширение этой линейки.


Первая ступень РН СОЮЗ

На предприятии работает большое количество молодежи, научных кадров, высококвалифицированных специалистов как рабочих, так и инженерных профессий. Сегодня у нас работает 117 кандидатов и докторов технических наук, 66 человек обучаются в аспирантуре. В РКЦ «Прогресс» большое внимание уделяется стимулированию научного творчества, развития компетенций и стремления к работе.


Монтаж бортовой аппаратуры


Боковые Блоки РН СОЮЗ


Монтаж элементов пневмогидросистемы

В этом году мы празднуем двадцатилетие МКС. Сегодня с помощью наших ракет-носителей на станцию доставляются пилотируемые космические корабли и грузовики «Прогресс-МС», обеспечивается работа и функционирование космонавтов на орбите.


В сборочном цехе


Сборка хвостовых отсеков блоков первой ступени ракеты-носителя


Проверка стыкуемости второй и третьей ступеней


Участок сборки третьей ступени ракеты-носителя

Сегодня на предприятии создается ракета-носитель среднего класса «Союз-5», в последующем ее первая ступень будет использоваться в составе сверхтяжелой ракеты. О разработке РН «Союз-5» рассказал Александр Черевань, главный конструктор РН «Союз-5» АО «РКЦ «Прогресс»:
— Космический ракетный комплекс с ракетой-носителем среднего класса «Союз-5» планируется создать на космодроме «Байконур». Его будут использовать для запусков автоматических космических аппаратов с применением разгонного блока и для запусков пилотируемого транспортного корабля нового поколения «Федерация». Эта работа организована ГК «Роскосмос», разработчиком комплекса является ПАО «РКК «Энергия». А наше предприятие в этом проекте — головной исполнитель работ в части создания самого носителя «Союз-5». В разработке комплекса участвует также ФГУП «ЦЭНКИ», а именно филиал ФГУП «ЦЭНКИ» – НИИ СК, который отвечает за создание стартового и технического комплексов на космодроме «Байконур».


Двигательная установка РН СОЮЗ-2


Транспортировка блока ракеты-носителя в цехе


Транспортировка блока ракеты-носителя в цехе общей сборки и испытаний ракет-носителей


Перемещение третьей ступени на участок сборки

РН «Союз-5» будет способна выводить с космодрома «Байконур» на низкую околоземную орбиту порядка 18 тонн полезной нагрузки, а также для выведения пилотируемого транспортного корабля «Федерация» на соответствующую орбиту.
Нашему предприятию было выдано техническое задание на разработку эскизного проекта. В прошлом году он был разработан, защищен на заседании научно-технического совета АО «РКЦ «Прогресс» и представлен в ГК «Роскосмос» для получения заключения.

Следующая фаза работы — подготовка конструкторской документации. Ракета-носитель «Союз-5» будет двухступенчатой с последовательным расположением ступеней. В работе будут использованы экологически чистые компоненты топлива. Сроки на разработку и производство очень сжатые. К середине 2022 года должен быть произведен первый пуск ракеты-носителя с космодрома «Байконур». А в конце 2022 года, по планам «Роскосмоса» и РКК «Энергия», пилотируемый корабль «Федерация» планируется запустить в беспилотном варианте.


Контроль сборки изделия


Контрольно-испытательная станция


Испытание блока ракеты- носителя


Малярные камеры


Малярная камера


Участок погрузки изделия


Цех общей сборки и испытаний ракет-носителей


Цех окончательной сборки и испытаний ракет-носителей АО РКЦ Прогресс

Из чего и как делают космическую технику рассказывает Андрей Владимирович Корчагин, начальник механического цеха АО «РКЦ «Прогресс»:
— Главное направление работы нашего цеха – это изготовление широкого спектра деталей для ракет-носителей и космических аппаратов.


Крыльчатка, изготовленная на пятиосевом фрезерном обрабатывающем центре

Современные тенденции ракетно-космического машиностроения — это повышение качества изделий. Все это влечет за собой усложнение конструкций и применение кардинально иных идей в проектировании и производстве ракетно-космической техники. Мы стремимся применять новейшие материалы, новые технологии и повышать точностные характеристики при изготовлении продукции.


Обработка детали

В 2000-х годах было принято решение о переоснащении цеха. Так был образован новый участок производства, на котором установлены трех и пяти-осевые токарные и фрезерные многофункциональные обрабатывающие центры с числовым программным управлением.
Теперь здесь проводится высокоточная обработка деталей из разных сплавов и композитных материалов. А при фрезеровке и точении деталей мы достигаем точности в несколько тысячных долей миллиметра, что в десятки раз меньше, чем толщина человеческого волоса.


Карусельно-фрезерный станок (состояние после обработки шпангоута)

В цехе трудятся, в основном, молодые рабочие, которые пришли на предприятие еще учениками операторов и наладчиков станков. Большинство из них по-настоящему хотели освоить профессию и связать свою жизнь с космосом. И им это удалось. Все молодые специалисты прошли этап обучения в отделе подготовки кадров нашего предприятия, затем стажировку под руководством опытных наставников, и теперь сами выступают в роли наставников для новых поколений рабочих предприятия.

Как и все части летательного аппарата, микросхемы также собираются вручную, говорит Максим Юрьевич Быков, заместитель начальника цеха изготовления и испытаний датчиковой аппаратуры, приборов и систем АО «РКЦ «Прогресс».

Участок поверхностного монтажа – это начало производственного процесса изготовления микроэлектронной аппаратуры. Он небольшой, оснащен современным автоматизированным оборудованием и позволяет коллективу из 6 человек работать быстро и качественно. За один цикл, на плату напаивается до четырех тысяч радиоэлементов, от миллиметровых чипов, до увесистых микросхем.


Монтаж оптико-электронных преобразователей


Прозвонка печатных плат


Раскладка жгута на блоке


Установка для нанесения паяльной пасты с помощью трафаретов и контроль качества нанесения пасты

Продукция нашего цеха проходит комплекс испытаний: электрические проверки, испытания при повышенной и пониженной температурах, механическое воздействие и прочие воздействия окружающей среды. Большинство приспособлений имеет огромные размеры и внушительную массу, поэтому, в основном, тут работают мужчины от 20 до 40 лет. Но есть и «ветераны» испытательного участка, которые могут дать фору молодым парням.


Подсчет количества ЧИП-компонентов в ленте


Оптический контроль при увеличении х10


Рентген-контроль


Виброиспытания кабелей

Есть у нас и совершенно уникальный участок производства — «чистая комната» для прецизионной установки матриц ФПЗС. В помещении имеет право работать ограниченный круг специалистов, не более четырех одновременно. В комнате установлены автономные системы кондиционирования и вентиляции воздуха. На участке есть сверхточный микроскоп, способный позиционировать микросхемы с точность до 1мкм.


Чистовая комната. Прецизионная установка матриц ФПЗС

Об истории завода нам рассказал заместитель генерального директора по персоналу АО «РКЦ «Прогресс» Виктор Алексеевич Игуменов:
— Нашему предприятию скоро исполнится 125 лет и образовано оно было на московской земле. Начиналось все с мастерской по изготовлению велосипедов, которая к 1900 году выросла в завод с названием «Дукс», что значит «первый». «Дукс» выпускал автомобили и аэросани, а с 1909 года дирижабли и самолеты. В 1919 году предприятие было переименовано в Государственный авиационный завод №1, который стал крупнейшим в стране по производству передовых образцов авиационной техники.


Музей истории предприятия

В Москве завод располагался рядом с Ходынским полем. Осенью 1941 года он был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара), где в самые короткие сроки удалось организовать производство легендарных штурмовиков Ил-2. Работники нашего предприятия внесли большой вклад в разгром фашистских захватчиков. С 1941-1945 гг. заводом было выпущено более 16 тысяч боевых машин. В послевоенные годы предприятие наладило производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, Ту-16, которые стали лучшими для своего времени.


Зал музея истории предприятия, посвященный второй мировой войне

В 1958 году Государственный авиационный завод №1 был перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники. Так что именно с этого времени идет отсчет, так сказать, нашей «космической эры». Благодаря героической работе коллектива, успешно освоившего серийное производство ракет Р-7, мы внесли большой вклад в создание ядерного щита нашей Родины.
Если говорить о заводе сегодня, то нельзя не рассказать о наших людях. Самое ценное, что у нас есть – это наши специалисты. У нас несколько подходов в кадровой политике предприятия. Первое – это подготовка кадров, профессиональная ориентация школьников самарских школ.


Макет ракеты-носителя СОЮЗ-ФГ на территории предприятия

Кроме этого, мы ежегодно принимаем на работу на лето около 200 детей наших сотрудников. За каникулы они могут немного заработать, а главное – познакомиться с производством. Впоследствии ребята по целевым направлениям учатся в профильных учебных заведениях, а потом приходят работать на «Прогресс». В этой программе мы участвуем уже на протяжении десяти лет и это приносит свои плоды. Число сотрудников в возрасте до 30 лет выросло до 20 процентов. На предприятии трудятся много династий.

РКЦ «Прогресс» — флагман космического машиностроения. Сотрудники говорят: «Наше предприятие знает весь мир. Мы осуществляем пуски ракет-носителей с четырех космодромов: «Байконур» в Казахстане, «Плесецк» в Архангельской области, «Гвианский космический центр» в Южной Америке, «Восточный» в Амурской области. Специалисты РКЦ «Прогресс» уверены, что в последующие годы, предприятие продолжит выпускать современную космическую технику.


Макет многоразовой транспортной космической системы ЭНЕРГИЯ-БУРАН на территории предприятия

Рубрика: Репортаж. Метки: производство, техника.

Другие публикации

13.12.2018 в 13:39

«Конфеты съест и забудет. Ты ей, подари часы. Полезная вещь, и… механизм… Золотые…»


Часы из драгметаллов сделал доступными для россиянина часовой завод «Ника».

10.12.2018 в 00:02

«Город на память». 252. Фабрика «Парижская коммуна»


Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, в историческом промышленном районе.

18.11.2018 в 13:18

«Город на память». 152. Завод «Кристалл»


В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую».

28.08.2018 в 12:45

Fast. First. FEST!


В конце августа мне довелось попасть с очередным пресс-туром в интересный город Кострому, что на Волге. А поводом для поездки стал визит на предприятие ФЭСТ.

09.07.2018 в 10:18

Здесь чище, чем в операционной хирурга


Инфраструктура фабрики в Зеленограде позволяет реализовывать самые амбициозные микроэлектронные проекты.

06.07.2018 в 10:45

Путь в воздухе и космосе длиной в 80 лет


От самолетов до космических спутников.

09.06.2018 в 18:40

Индастриал абракадабра


В здании бывшей мебельно-столярной фабрики «Мюръ и Мерилизъ» в Столярном переулке проходит выставка «Абракадабра».

11.05.2018 в 22:27

«День без турникетов»: в Москве есть индустриальное производство


11-12 мая в Москве прошла масштабная акция «День без турникетов», в ходе которой москвичи смогли посетить производственные площадки различных отраслей промышленности.

07.05.2018 в 18:28

Наши на КАМАЗе. Покатаемся?


Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.

07.05.2018 в 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3


Что происходит в российском автопроме сегодня.

06.05.2018 в 16:57

Наши на КАМАЗе. Продолжение


Продолжение рассказа о поездке на автогигант.

05.05.2018 в 16:39

Наши на КАМАЗе. Путешествие «Русского Блоггера»


Репортаж с крупнейшего автозавода России.

23.04.2018 в 19:55

Откуда двигатель у самолета


Где и как собирают сердца стальных птиц.

08.03.2018 в 15:30

Пятьдесят оттенков красного


Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина».

12.10.2017 в 12:01

100-милионная шина Nokian произведена в России


На заводе Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске, выпущена 100-миллионная шина.

12.04.2017 в 22:53

Беспилотники захватывают небо


Как делают квадрокоптеры? Заглянем на производство беспилотников в Санкт-Петербурге.