14.05.2018 21:27

Обновлённый балет о жертвах репрессий «Реквием» представлен в Петербурге

Текст: Ирина Юршина
Фото: Евгений Юршин

Это обновлённая версия прежней постановки, ведь ещё в 1991 году Борис Яковлевич представил «Реквием» на музыку Моцарта, раскрыв тему репрессий, сложных трагических судеб в России в 30-50-е годы. За основу взята поэма Анны Ахматовой «Реквием», в которой она раскрывает тему своего личного горя и всей России в страшные годы репрессий – простоять более полутора лет у стен тюрьмы в надежде увидеть арестованного сына, пробывшего в тюрьме более 10 лет.

Реквием

Тогда это был одноактный балет, а позже в 2014 году уже полноценный спектакль, дополненный вторым актом на музыку Шостаковича. В нём выражена вся боль тягот войны, потерь, страданий, раскрыта философия человеческой жизни, смерти и вечности духа, надежды и веры.

Тема сложная, тяжелая, грустная, но оттого ещё больше балет наполнен глубоким, проникновенным смыслом, движения артистов пронизаны чувствами, зритель сопереживает. Результат достигнут.

Много внимания в спектакле уделено свету, его постановкой занимался лично Борис Яковлевич.

На артистах простая струящаяся однотонная одежда без излишеств, и свет, то концентрирующийся исключительно на них и передающий невероятно трогательную красоту и изящность движений, то затемняющий их и, тем самым, придающий трагизм и боль сцене, служит «верным другом» постановщику и является как будто неотъемлемой частью самого спектакля. Как много может сделать «свет»!

Реквием

Декораций практически нет. За них можно считать проекцию большого креста и сани «с телами», которые герои спектакля везут в «последний путь». Постановка просто не может оставить равнодушным ни одного человека в зале. Это история нашей страны, трагическое и невероятно тяжёлое время, изломанные, но не сломленные судьбы. Эйфман при помощи языка тела смог донести это до нас.

Главные роли в спектакле исполняют:
• прима-балерина Санкт-Петербургского государственного академического театра им. Бориса Эйфмана, Мария Абашова, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Мария исполняет роль матери, потерявшей сына
• Олег Габышев, лауреат премии «Золотой софит»
• Даниел Рубин, кстати, первый американец в труппе Б. Эйфмана
• Любовь Андреева, солистка Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – в спектакле исполняет роль женщины, узнавшей о расстреле любимого мужчины в ходе репрессий и от всепоглощающей боли потери покончившей жизнь самоубийством
• Дмитрий Фишер, солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, лауреат премии «Золотой софит»
• Сергей Волобуев, солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Реквием

Сам Борис Эйфман объясняет, почему постановка претерпела уже несколько изменений: «Новое время, новое поколение – хореография и способы передачи должны соответствовать этому времени и быть понятны современному зрителю».

Примечательно, что первая премьера состоялась в самый разгар путча 1991 года, вторая – в день 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Это очень символичный, наполненный невероятно глубоким смыслом спектакль… до мурашек, до слёз.

Реквием

Реквием

Реквием

РеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквием
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, балет.

Другие публикации

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» — страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

27.06.2019 в 17:20

В поединке за сердце адмирала Нельсона побеждает Англия


Во МХАТе имени Горького под занавес сезона состоялись премьерные показы спектакля «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева.

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.

03.05.2019 в 21:49

«Алиса» из Германии представлена на Dance Open


В рамках театрального фестиваля Dance Open на сцене Александринского театра показали сказочный балет.

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».