14.05.2018 21:27

Обновлённый балет о жертвах репрессий «Реквием» представлен в Петербурге

Текст: Ирина Юршина
Фото: Евгений Юршин

Это обновлённая версия прежней постановки, ведь ещё в 1991 году Борис Яковлевич представил «Реквием» на музыку Моцарта, раскрыв тему репрессий, сложных трагических судеб в России в 30-50-е годы. За основу взята поэма Анны Ахматовой «Реквием», в которой она раскрывает тему своего личного горя и всей России в страшные годы репрессий – простоять более полутора лет у стен тюрьмы в надежде увидеть арестованного сына, пробывшего в тюрьме более 10 лет.

Реквием

Тогда это был одноактный балет, а позже в 2014 году уже полноценный спектакль, дополненный вторым актом на музыку Шостаковича. В нём выражена вся боль тягот войны, потерь, страданий, раскрыта философия человеческой жизни, смерти и вечности духа, надежды и веры.

Тема сложная, тяжелая, грустная, но оттого ещё больше балет наполнен глубоким, проникновенным смыслом, движения артистов пронизаны чувствами, зритель сопереживает. Результат достигнут.

Много внимания в спектакле уделено свету, его постановкой занимался лично Борис Яковлевич.

На артистах простая струящаяся однотонная одежда без излишеств, и свет, то концентрирующийся исключительно на них и передающий невероятно трогательную красоту и изящность движений, то затемняющий их и, тем самым, придающий трагизм и боль сцене, служит «верным другом» постановщику и является как будто неотъемлемой частью самого спектакля. Как много может сделать «свет»!

Реквием

Декораций практически нет. За них можно считать проекцию большого креста и сани «с телами», которые герои спектакля везут в «последний путь». Постановка просто не может оставить равнодушным ни одного человека в зале. Это история нашей страны, трагическое и невероятно тяжёлое время, изломанные, но не сломленные судьбы. Эйфман при помощи языка тела смог донести это до нас.

Главные роли в спектакле исполняют:
• прима-балерина Санкт-Петербургского государственного академического театра им. Бориса Эйфмана, Мария Абашова, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Мария исполняет роль матери, потерявшей сына
• Олег Габышев, лауреат премии «Золотой софит»
• Даниел Рубин, кстати, первый американец в труппе Б. Эйфмана
• Любовь Андреева, солистка Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – в спектакле исполняет роль женщины, узнавшей о расстреле любимого мужчины в ходе репрессий и от всепоглощающей боли потери покончившей жизнь самоубийством
• Дмитрий Фишер, солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, лауреат премии «Золотой софит»
• Сергей Волобуев, солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Реквием

Сам Борис Эйфман объясняет, почему постановка претерпела уже несколько изменений: «Новое время, новое поколение – хореография и способы передачи должны соответствовать этому времени и быть понятны современному зрителю».

Примечательно, что первая премьера состоялась в самый разгар путча 1991 года, вторая – в день 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Это очень символичный, наполненный невероятно глубоким смыслом спектакль… до мурашек, до слёз.

Реквием

Реквием

Реквием

РеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквиемРеквием
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, балет.

Другие публикации