На сцене центра имени Мейерхольда состоялся предпремьерный показ спектакля «Баал» по одноименной пьесе Бертольда Брехта в переводе Александра Филиппова-Чехова (при поддержке Гете-Института в Москве). Режиссер-постановщик Иван Комаров. Актерская труппа «Июльансамбль» — это самостоятельная театральная компания, выросшая из Мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХТ).
Ваал (Баал) – верховный бог хананеев, которому также поклонялись израильтяне, часто и охотно впадавшие в язычество. Его отождествляли с Солнцем и Сатурном, называли «владыкой небес» и изображали часто в виде быка. В его честь устраивали оргии, ему приносили человеческие жертвы — в большинстве случаев грудных детей. Жрецы и жрицы Ваала служили ему посредством блуда. Содом и Гоморра, погибшие под огненным дождем, поклонялись Ваалу. Ненасытному божеству было мало простого разврата. Нужны были все новые и новые формы извращения человеческой природы. Именно его жрецы в количестве четырехсот пятидесяти человек проиграли очень важный спор пророку Илии на горе Кармель.
Если вам кажется, что двадцатилетний Бертольд Брехт, будущий автор «Мамаши Кураж…» и «Трехгрошовой оперы», не собирался своей первой пьесой «читать публике мораль», то это вам только кажется. Брехт написал «Баала» в 1918 году, после чего переделывал пьесу четыре раза. Его душераздирающий крик о том, что происходило вокруг, не мог звучать с театральной сцены того времени. Он ломал стены и шокировал публику. Приходилось втискивать пьесу в рамки существующего театра, отрезая “лишнее”, в результате чего произведение теряло смысл и не могло донести до зрителя то, ради чего было написано. Поэтому Брехт создал свой театр, назвал его “эпическим” и уже на новой сцене и новыми методами пытался достучаться до тех, кто сидел в зале. С тех пор многие режиссеры пытались ставить раннего Брехта и всегда с разным результатом. Сегодня, когда на сцене можно все, перед нами новый «Баал» – его очередное воплощение, теперь в 21 веке.
Главный герой пьесы, носящий имя одного из самых известных демонов, обладает многими чертами своего тезки. Он циничен, жесток, ненасытен, безжалостен и чертовски обаятелен. Он пишет песни, сам исполняет их под гитару, много пьет и хорошо выглядит. За ним ходят толпы поклонников обоих полов, предлагая деньги, гастроли, а также самих себя. Баал без раздумий берет все. Ведь он этого достоин. Время идет. Кончаются деньги, надоедают женщины и водка. Стихи не пишутся. Баал постепенно опускается. Вот уже его единственный друг, с которым они скитаются вместе, не имея жилья и работы, бросает ему в лицо: «Ты становишься все отвратительнее». Но это так, между прочим, потому что на самом деле их обоих устраивает эта игра, в которой они единомышленники, друзья и любовники. Игра заканчивается, когда Баал убивает своего друга. Демон должен быть одинок. Сверхъестественная ноша не по силам человеку.
Юный Брехт придумал своего «Баала» как признание в любви Франсуа Вийону. Мораль моралью, а человек остается человеком: как бы низко он ни падал, всегда найдется что-нибудь, за что его можно любить или хотя бы жалеть. Поэтому эта пьеса скорее предостережение, чем обличение. На протяжении всего действия главный герой так меняется, что в некоторых спектаклях его играют совсем разные актеры. Доживая свои последние дни в нищете и унижении у дровосеков, бывший кумир и злодей тайком подбрасывает одиноким старушкам хворост. Бесплатно.
У Брехта в тексте пьесы нет специальных указаний по поводу внешности Баала. В интерпретации «Июльансамбля» он улыбается. Всегда. При любых обстоятельствах. И в начале, демонстрируя зубы, которыми так гордится, и в конце — беззубым окровавленным ртом. И это очень правильно. Это очень современно и понятно — улыбаться любой ценой.
Смотреть спектакль без предварительной подготовки не стоит. Почитайте. Вы увидите все совсем по-другому.