Антон Чехов написал «Три сестры» в 1900 году; пьеса ставилась на сцене Художественного театра ещё при его жизни. Любопытно, что в этом сезоне к нестареющей классике обратились сразу два режиссёра: Константин Богомолов и Сергей Женовач, так что театральные критики уже успели пошутить про шесть сестёр на сцене МХТ.
30 мая свою версию «Трёх сестёр» представит зрителю режиссёр Константин Богомолов:
«Три сестры» – для Московского Художественного театра легендарная пьеса, и это накладывает на театр не то чтобы какие-то ограничения или требования, но повышенные обязательства. Но я не испытывал страха, потому что у меня прекрасная команда и я чувствую себя здесь, как дома. Я хотел ставить Чехова, и Олег Павлович Табаков собирался сыграть в этом спектакле роль Чебутыкина.
Во время читки, когда актёры начинают работать над пьесой, они невольно начинают оперировать штампованными специфическими интонациями, которые присутствуют в коллективном бессознательном нашей театральной культуры. Благодаря многим десяткам постановок чеховский текст въелся в мозги и уши зрителей и актёров узнаваемыми интонациями, и с этим мы боролись, пытаясь сделать текст пьесы максимально живым, естественным, органичным в устах современных молодых людей.
В спектакле роль барона Тузенбаха играет Дарья Мороз, потому что я уже давно не задумываюсь о гендерной или возрастной составляющей. Есть человек-актёр и он должен попадать в человека-персонажа, вне зависимости от того, совпадают ли они по полу или возрасту. Театральные критики ошибаются, когда видят в этом распределении ролей какие-то другие концепции. Я уверен, что Ромео и Джульетту могут играть пожилые люди, потому что нельзя сыграть в молодом возрасте невозможность жить без другого человека, жить после смерти близкого человека.
Я считаю, что современная манера актёрского существования не должна разделять кино и театр. Не принципиально, присутствует человек на сцене или на съёмочной площадке перед камерой. Технологически мы уже переросли момент старорежимного разделения актёрской игры на театральную и киношную. Есть поиск правды, и экраны на сцене помогают в этом поиске, так же, как и микрофоны помогают донести до зрителя живой, не утрированный человеческий голос. Технические средства просто доносят правду человеческого существования, они есть благо, и вообще я не противник технического прогресса.
Сергей Женовач интересовался, как идёт работа над «Тремя сёстрами», и я благодарен ему за внимание к моей работе. Я формирую свои планы на предстоящей сезон, но с художественным руководителем МХТ пока их не обсуждал. Ближайшая премьера – спектакль «Слава» по пьесе Гусева – состоится в Большом Драматическом театре в Санкт-Петербурге.
Александра Ребенок, актриса:
Самым сложным было поймать эту жизнь здесь и сейчас, оставаясь собой, – найти в себе Олю, хотя, может быть, мечтаешь о Маше, а в каких-то случаях об Ирине. Режиссёр говорит: «В тебе всё есть, не надо ничего придумывать». В каждом из нас есть и ангел, и демон, чёрное и белое, просто надо встать перед зеркалом.
Дарья Мороз, актриса:
Для меня роль Тузенбаха – не первая мужская роль, в «Сказках Пушкина» я играю царя Додона. Есть конкретная история, человеческие чувства и эмоции, предлагаемые обстоятельства, и я в них погружаюсь. Всё остальное условно. Барон интересен своей упёртостью, сдержанной эмоциональностью, стремлением к идеалу. По большому счёту он единственный действенный персонаж в пьесе, единственный, кто старается делать, пока остальные разговаривают. «Работать надо, работать». Он получился, как инопланетянин, немножко иной, отдельно от всех, так это выстроено режиссёром, но я не ощущаю себя центром этого спектакля. Что касается настроения, оно рабочее, мы очень долго и тщательно репетировали эту историю, этого требовал невероятно сложный чеховский текст. Грустно, что ни на сцене, ни в зале нет Олега Павловича, думаю, что он бы порадовался.
Светлана Устинова, актриса:
Рубрика: Культура. Метки: театр, спектакль, Чехов.Наталья Ивановна обычно трактуется как отрицательный персонаж и мне было интересно её сделать по-новому, неоднозначным человеком, который несёт свою правду в эту жизнь, в этот дом. Она сама перед собой честна и может оправдать каждое своё действие.