Выставка достижений народного хозяйства начала работу в 1939 году как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Она закрылась с началом Великой Отечественной войны. Её второе рождение случилось в 1954 году под тем же названием, но с немного другим содержанием. Если перед войной здесь демонстрировались достижения каждой из союзных социалистических республик, то в новой версии акцент был сделан на успехи в тех или иных отраслях промышленности в масштабах всего Союза. В шестидесятые годы республиканские павильоны окончательно уступили место отраслевым, причём фасады некоторых зданий изменились до неузнаваемости.
От первой версии ВСХВ до наших дней сохранились лишь немногие артефакты, к примеру, арка тогдашнего Главного входа в северо-восточной части выставки. В том же 1939 году на месте нынешнего павильона «Космос» построили открытый с торцов ангар (эллинг) для экспозиции сельскохозяйственных машин и автомобилей. С 1954 году эту конструкцию использовали для отраслевого павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», расширив за счёт пристройки со стороны прудов двухэтажного зала с портиком и большим куполом, а торец со стороны площади закрыли парадной аркой с барельефами и скульптурами. На обновлённой ВСХВ в павильоне были представлены не только сельхозмашины, в залах экспонировался широкий спектр продукции советского машиностроения от измерительных приборов до паровых турбин.
В 1967 году павильон, успевший несколько раз поменять своё название, стал привычным нам «Космосом». Бывшее «Машиностроение» с куполом, напоминающим по форме гигантскую астрономическую обсерваторию, удачно пригодилось для показа космических достижений советской науки и техники. В просторном павильоне демонстрировались как макеты в натуральную величину, так и подлинные изделия ведущих конструкторских бюро. Со временем романтика освоения космических просторов несколько поугасла, а в условиях постсоветского хаоса не только «Космос», но и вся ВДНХ, созданная стараниями нескольких поколений, оказалась отдана на разграбление временщикам. Уникальные экспонаты были переданы в Музей космонавтики или возвращены на заводы-производители, а под крышей «Космоса» работал то автосалон, то биржа, то рынок садовой рассады.
О воссоздании интерьеров рассказывает Юлия Логинова, куратор реставрационных работ на ВДНХ:
В 2014 году после передачи ВДНХ вместе с павильонами в собственность города Москвы, было проведено обследование зданий для приспособления их под новые проекты. «Космосу» решено было вернуть облик 1954 года времён «Механизации сельского хозяйства» с размещением в здании музейного центра «Космонавтика и авиация». Сохранившиеся детали интерьеров были реставрированы, утраченные – воссозданы заново. Например, под куполом размещалась пятиконечная люстра-звезда диаметром около пяти метров, попавшая на ВДНХ с Троицкой башни Кремля. Увы, подлинник был утрачен, вероятно, ещё в советский период и реставраторы по чертежам изготовили новую звезду. В ходе работ заново произведено остекление купола, заменено 2400 стекол.
Многим посетителям запомнился огромный портрет Юрия Гагарина на торцевой стене, но эта фотография не являлась историческим артефактом, и в новом оформлении павильона её нет. Зато фасад здания и стены залов теперь украшены советской символикой, которую нашим современникам увидеть не довелось: гербы СССР и союзных республик по периметру купола долгое время прятались под профлистом. В рамках приспособления асфальт в павильоне заменён на наливные полы, а в ходе реставрации входной группе вернули первоначальное остекление, кессонированный потолок со светильниками, элементы декора с имитацией металла и бордовый цвет стен. При воспроизведении утраченных элементов декора использовался такой же материал: где была латунь – там и сейчас латунь, где был гипс – и теперь тоже гипс. Надо признать, что команда реставраторов за четырнадцать месяцев проделала большую работу.
Чтобы восстановить историческую цветовую гамму купольного зала, реставраторы счистили несколько слоёв краски, добравшись до «родного» ультрамарина. И тут их ждал сюрприз – следы клея, на который когда-то крепился мозаичный рисунок. Реставраторы располагали фотографиями мозаики, но эта находка позволила максимально точно воспроизвести утраченный рисунок. По следам клея из маленьких кусочков смальты были воссозданы индустриальные пейзажи, плотина гидроэлектростанции, железнодорожный состав, перевозящий тракторы. В первозданном оформлении такие мозаичные наборы украшали три стены зала, но на третьей остатков клея не было обнаружено, и научно-методический совет предложил ограничиться пока двумя.
Изменения произошли и в самой старой части павильона. Ещё в 1939 году под стилобатом были оборудованы выставочные залы, в которые можно было попасть через боковые проходы или спустившись по лестницам. Со временем эти помещения стали использоваться как служебные, а широкие проходы к ним замуровали. Сейчас порталы вновь открыты, в залах можно проводить выставки, кинопоказы, мастер-классы. В них сохранён и исторический рисунок полов.
В наши дни в павильоне невозможно воссоздать космическую экспозицию 1960-1980-х годов, да и задача такая не ставится. Наряду с артефактами советской эпохи здесь можно увидеть разработки российских учёных, страницы летописи современной космической истории. Экскурсоводы рекомендуют обратить внимание на спускаемый аппарат корабля «Восток», макет лунохода, полноразмерный макет станции «Алмаз», фрагмент ракетоплана «Молния» (он должен был стартовать со спины самолёта-носителя «Мрия» и уходить на орбиту с использованием своих топливных баков, но проект не был завершён).
Посетители могут увидеть полную линейку скафандров от самого первого СК-1 до самого современного «Орлан-МКС». Кстати, слово «скафандр» греческого происхождения: скафандром называли защитную экипировку водолазов, придуманную задолго до космической эры.
Для изучения Луны были созданы три машины-вездехода. Две из них остались на поверхности естественного спутника Земли, а третий оригинальный экземпляр хранится в городе Химки в НПО имени Лавочкина. «Луноход-1» полетел в 1970 году и успешно проработал десять месяцев, а вот второму не повезло с местом посадки – он оказался среди кратеров, повредил свою солнечную батарею и вышел из строя. Их задачей была разведка местности для возможной высадки людей на поверхность Луны, причём следующие луноходы предполагалось комплектовать креслом для космонавта.
Не обойдены вниманием и самые первые герои космоса – собаки. Обычная беспородная Лайка в 1957 году вошла в историю как первое живое существо, отправившееся на околоземную орбиту. К сожалению, ей дали билет в один конец – возвращение на Землю не планировалось. Полёт был рассчитан на неделю, в эти дни кормушка должна была выдавать желеобразный корм, в последней порции которого находилось снотворное. Однако из-за неправильного расчёта воздействия солнечного излучения собака скончалась от перегрева спустя шесть часов после старта.
Для полётов отбирались именно дворняжки, как наиболее неприхотливые, выносливые, менее пугливые. В процессе подготовки их тренировали как настоящих космонавтов: вращали в центрифугах, трясли на вибростендах, помещали в сурдокамеру. На животных во время полёта были закреплены датчики, снималась телеметрия, транслирующаяся на Землю. Эти эксперименты показали, что состояние невесомости не опасно для живого существа, и спустя четыре года в космос отправился первый человек – Юрий Гагарин.
Рубрика: Репортаж. Метки: ВДНХ, история.