06/06/2018 11:01 Рубрика: Культура. Метки: спектакль, Пьеса, таетр.

«На дне» 2.0

Текст и фото: Евгений Чесноков

«На станции Дно темно,
Вокруг не вода, а говно.
И ежели кто-то приходит сюда —
Останется здесь навсегда».
(Ольга Арефьева)

Когда Станиславский ставил «На дне», то вместе с актёрами отправился в трущобы Хитровки посмотреть на жизнь прототипов персонажей пьесы Максима Горького. Актёрам театра «МОДЕРН», чтобы вжиться в образы, впору было бы на недельку зависнуть в клубах на Рублёвке, ибо современная версия пьесы пролетарского писателя про дно духовное, а не дно материальное. Юрий Грымов, переодев труппу в модные наряды, при этом ни на йоту не исказил текст первоисточника, разве что несколько сократил пьесу для придания действию динамики. Диссонанс первых минут просмотра быстро улетучивается, и маргинальные реплики из уст разодетых франтов кажутся вполне адекватными. Бандит остается бандитом и в малиновом пиджаке, с золотой цепью на шее. Как пел Высоцкий, «добро остаётся добром в прошлом, будущем и настоящем», ну а говно остаётся говном. В спектакле Грымова, как и в пьесе Горького, представлен весь спектр человеческих пороков и добродетелей, которые за сотню лет не слишком изменились.

на дне

на дне

Юрий Грымов, режиссёр:

Горький и сегодня актуален, и если бы он сегодня писал, то об этом же. Горького очень сложно читать, и репетировать было сложно, но его гений в том, что когда это набирает смысл и приобретает образы вместе с героями на сцене — появляется мясо. Не мышцы, не хребет, а мясо, плоть. Горький — это гигантского размера автор, который абсолютно всё про нас понимает, про нас — про людей. Мы уплотнили пьесу, убрав объяснения и кряхтения. Станиславский ходил по злачным местам, чтобы проникнуться атмосферой. Я не водил своих на Рублёвку, потому что достаточно включить телевизор и там все эти олигархи, странные девушки. Они одеваются гораздо дороже, чем сами стоят. Что человек создал? Бездуховность, безнравственность, запутанность — это то, во что Россия планомерно влетала с 1992 года. СССР закончился, всё поделили и распилили, а что мы приобрели? Бездуховность безотносительна: живёте вы в грязном бараке или в золотой клетке, от себя не скроешься. Свобода сейчас существует только на уровне театра, мы жёстко высказывались по поводу выборов в постановке запрещённой ранее пьесы Шекспира и «На дне» тоже жёсткая постановка.

на дне

Виктор Потапешкин, он же Васька Пепел:

Работая над ролью, ищешь информацию, читаешь критические статьи прошлых лет. Самое сложное было не повториться, найти что-то новое в своём персонаже. Каждый человек многогранен. Васька Пепел в нашей постановке меняется прямо на сцене, здесь и сейчас принимает решения. И многие решения он принимает бездумно, в запале, на чувствах. В этой постановке у персонажей не ночлежка, здесь другая клетка. Проблемы бродяги и богача разные, но вырваться из этого социума не могут ни те, ни другие.

Александр Толмачёв сыграл в спектакле Луку:

В нашей трактовке Лука подстраивается под всех остальных персонажей, словно он носит маску. Это человек из сферы обслуживания, который может очень хорошо говорить, втягивать вас в разговор, дать вам то, что хотите, а на самом деле он просто заливает вам информацию в уши. Он уходит, когда понимает, что люди на дне не поменяются, всё будет только хуже и хуже.

Екатерина Грецова, исполнительница роли Наташи:

У меня сложная роль, моя героиня в белом платье, как Офелия. Наташа — белая ворона, чистая, искренне переживающая. Она не положительная-положительная, но отличается от других обитателей ночлежки.

на днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена днена дне

Другие публикации

21.07.2018 в 16:12

105 минут от вдоха до выдоха. «Lёгкое Dыхание»


В июле этого года театр «Мастерская Петра Фоменко» знакомит московского зрителя со своим новым спектаклем «Lёгкое Dыхание».

06.07.2018 в 20:45

Лучшие спектакли от Бориса Эйфмана — «Анна Каренина»


В Александринском театре показали Анну Каренину».

30.06.2018 в 19:43

Спектакль-абсурд пытается загнать в тупик


В театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Война ещё не началась».

28.06.2018 в 13:00

Аверченко и Вертинский – встреча на сцене через 100 лет


В театре «Сфера» поставили спектакль по рассказам Аркадия Аверченко с песнями Александра Вертинского.

23.06.2018 в 10:09

«Однорукий из Спокана»: в потоке черно-белого абсурда


В ЦДР на Соколе состоялся пресс-показ спектакля «Однорукий из Спокана» по пьесе Мартина МакДонаха в постановке художественного руководителя ЦДР Владимира Панкова.

04.06.2018 в 11:56

По сталинским местам


В спектакле «Победа.doc» зритель может почувствовать себя Сталиным.

02.06.2018 в 15:13

Как правильно передвигаться по Манхэттену в спектакле «Последний ацтек»


Очаровательный дуэт Владимира Качана и Татьяны Веденеевой в спектакле «Последний ацтек» — это лучшее начало летнего сезона.

30.05.2018 в 13:16

«Работать надо, работать»


Новое прочтение легендарной пьесы на сцене МХТ.

29.05.2018 в 07:41

Улыбаться любой ценой. «Баал»


На сцене центра имени Мейерхольда состоялся предпремьерный показ спектакля «Баал» по одноименной пьесе Бертольда Брехта в переводе Александра Филиппова-Чехова.

22.05.2018 в 09:29

«Слава» — высокая планка советского счастья


15 мая на новой сцене МХТ зрители имели возможность увидеть эскиз спектакля по пьесе В. М. Гусева «Слава».

13.05.2018 в 21:32

О чём плачет русское «Чрево»


На новой сцене театра показали эскиз спектакля по рассказу Евгения Замятина «Чрево».

03.05.2018 в 12:42

«Тартюф». Спектакль длиной в три с половиной века


Предпремьерный показ спектакля состоялся 28 апреля на Большой Ордынке.

22.04.2018 в 18:24

Балерины станцевали на лыжах


Артисты театра «Марибора» выступили на фестивале Dance Open.

19.04.2018 в 12:21

Дом под снос


В малом зале театра Российской Армии состоялась премьера спектакля "Дом под снос" в постановке Андрея Бадулина по пьесе современного драматурга Анатолия Крымова

17.04.2018 в 20:31

Владимир Маяковский в стихах и песнях


В Театре Луны показали премьеру городского мюзикла «Маяковский», посвящённого 125-летнему юбилею со дня рождения поэта.

17.04.2018 в 11:56

Совместить несовместимое в спектакле «А чой-то ты во фраке?»


Школа современной пьесы поражает зрителя миксом оперы и балета.

Система Orphus