В здании бывшей мебельно-столярной фабрики «Мюръ и Мерилизъ» в Столярном переулке проходит выставка «Абракадабра», являющаяся основным проектом Московской международной биеннале молодого искусства. Основанная в 1915 году фабрика производила, помимо мебели, деревянные винты для самолётов и со временем авиационная составляющая стала приоритетной. К тридцатым годам завод под названием «Рассвет» превратился в крупного изготовителя гидроагрегатов для авиации. На фасаде главного корпуса можно увидеть мемориальные доски в память о работавших здесь конструкторах — Сергее Королёве, Семёне Лавочкине, Николае Камове, Георгии Бериеве.
В наши дни производство выведено и индустриальные здания приспосабливаются под нужды клиентов делового квартала «Рассвет». Выставка «Абракадабра» занимает несколько помещений главного корпуса, который ещё не превратился в модный лофт и сохраняет планировку промышленного предприятия. «Мне нравится эта фабричная атмосфера, архитектурное решение пространства», — говорит куратор Лукреция Калабро Висконти. Название «Абракадабра» отсылает к одноимённому диско-хиту Стива Миллера, который был популярен во всём мире.
Рассказывает Лукреция Калабро Висконти:
«Меня пригласили разработать некую концепцию, которая была бы открытым вызовом и отличалась от концепции стандартной выставки. Все художники ищут концепцию своего присутствия здесь и включения своих практик в общую абракадабру. Я хотела создать пространство, в котором будут спресованно и ёмко присутствовать очень разные по форме и по сути нарративы. В нашей «Абракадабре» объединяются и сливаются объекты, язык, пространство. Абракадабра — непереводимое слово, но известное во многих языках и при этом никто точно не знает, откуда оно пришло. Мне кажется, что само это слово перформативно и может влиять на реальность.
Реальность требует от нас высокой производительности, когда работаем и даже когда отдыхаем, развлекаемся. Можем ли мы позволить себе забастовку и как её организовать? Выставка разделена на шесть автономных глав. Например, один из разделов посвящён времени, украденному на работе для каких-то своих личных целей. Мы живём по протоколам потребления, но можем каким-то образом похитить время, создать собственную автономию и абстрагироваться от этого потребления. Это фильтр реальности. Здесь мы затрагиваем тему спорта в современном контексте, с одной стороны спорт это развлечение и отвлечение, с другой — самосовершенствование и работа над собой. И мы уже не понимаем, мы занимаемся спортом, потому что это нравится или потому что спорт делает нас более производительными».
Рубрика: Репортаж. Метки: выставка, производство, индастриал.