28.06.2018 13:00

Аверченко и Вертинский – встреча на сцене через 100 лет

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

23 июня этого года в театре «Сфера» состоялся пресс-показ спектакля «Гнездо перелётных птиц» по рассказам Аркадия Аверченко с песнями Александра Вертинского. Инсценировка Виктории Склянченковой, режиссёр-постановщик Константин Демидов. В ролях: Дмитрий Новиков, Виктория Склянченкова, Антон Алипов, Елена Елова, Александр Пацевич, Ирина Померанцева, Даниил Толстых. Музыканты: Павел Герасимов (фортепиано), Анна Тимченко (скрипка), Антон Алипов (саксофон).

Конечно, они были знакомы – Александр Николаевич Вертинский и Аркадий Тимофеевич Аверченко. Они оба родились на юге Российской Империи, оба в марте, но только с разницей в 8 лет. Оба писали, были знамениты, любимы публикой, имели общих знакомых и были всей душой беззаветно преданы этой «смешной, нелепой, бесконечно любимой России». Когда грянул беспощадный революционный шторм, их обоих вместе с другими представителями растерянной и испуганной интеллигенции прибило мощной волной (как в прямом, так и в переносном смысле) к берегам Константинополя, который к тому моменту уже с трудом вмещал в себя поток русской эмиграции. На просторах сети можно найти фотографию, на которой Аверченко и Вертинский вместе стоят на пляже. На заднем плане – море, вокруг – люди в старомодных купальных костюмах, под фотографией – надпись «Русская эмиграция на отдыхе».

В том тяжёлом и, казалось, безнадежном 1920 году в Константинополе Аркадий Аверченко создал театр «Гнездо перелётных птиц», куда собрал актёров, которых удалось извлечь из Константинопольских трущоб. Вертинский в это самое время в том же Константинополе выступал в клубе «Чёрная роза» со своей программой. Возможно эти заведения даже конкурировали между собой, так как публика у них была одна и та же. По крайней мере, мне не удалось найти документальное свидетельство о совместной работе Аркадия Тимофеевича и Александра Николаевича. Но представляете себе, как это было бы прекрасно! Поэтому идея поставить наконец на сцену рядом маэстро Вертинского и маэстро Аверченко, дать им возможность сыграть общий спектакль – это великолепная идея, реализованная сегодня благодаря творческому коллективу театра «Сфера».

Аверченко и Вертинский

Подкупает почти портретное сходство актёров Дмитрия Новикова (Аверченко) и Даниила Толстых (Вертинский) со своими персонажами. Хотя согласно сценарию они носят имена Автор и Вестник (соответственно), у зрителя с самого начала спектакля не возникает никаких сомнений по поводу того, кто именно стоит перед ним. Аркадий Тимофеевич – добродушный увалень, свежий ветер, сплошная улыбка, надежда на спасение. Александр Николаевич – белый Пьерро, грустный ангел, человек-маска, слёзы, которые нельзя показать.

Аверченко мечется по сцене, ищет знакомых по всему Константинополю, собирает их «под крыло», кормит, отмывает и играет с ними свои спектакли – один другого смешнее. И всё это бурно, красочно, от всей широчайшей южнорусской души. Всё так, чтобы публика смеялась, не переставая, чтобы хлопала, чтобы стены дрожали и декорации рушились с грохотом под общий гогот и топот, чтобы не успевать замечать, как одна картина сменяет другую. Но среди этого красочного, сочного веселья вдруг – пауза! Вертинский поёт. Ах, как поёт… Как живой, прямо здесь и сейчас! Да, почему «как»? Это же он и есть: манера, лицо, голос – не отличишь! И только одно возвращает в реальность – не грассирует…

Давно наша сцена не являла публике столь «вкусного» спектакля. Вкус «Гнезда перелётных птиц» и в высоком качестве игры, и в удачно подобранном материале, и в лицах актёров, словно сошедших с дореволюционных фотографий, и в музыке, и в видеоряде, и в том, что это просто физически вкусно. Пожалуй, слишком примитивно сравнивать творческий процесс с хорошей кухней, но что поделаешь, если очень хочется добавки?

Аверченко и Вертинский

Аверченко и Вертинский

Аверченко и Вертинский

Аверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и ВертинскийАверченко и Вертинский
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.

Другие публикации

28.03.2022 в 04:04

МХТ им. А.П. Чехова выступает в Петербурге


На сцене Александринского театра представлены три премьеры

Дата мероприятия: 27.03.2022

Большие гастроли МХТ им. А.П.Чехова пройдут в Петербурге


Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

14.12.2020 в 00:35

Труппа «Урал Балета» открыла в Петербурге XIX Международный фестиваль Dance Open


«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.