Проект создания инновационного центра в Сколково десять лет назад громко стартовал в информационном потоке, а затем наступило некоторое затишье. Но реализация проекта продолжается, бывшая подмосковная деревня за это время успела войти в состав Можайского района Западного округа Москвы, на территории в 370 гектаров ведётся масштабное строительство. Пока рано говорить о наполнении центра, но с планировкой и архитектурой можно ознакомиться.
Предыстория «Сколково» такова. В феврале 2008 года на Красноярском форуме Дмитрий Медведев предложил переориентировать российскую экономику на внедрение инновационных технологий, на создание современных научных комплексов. Подобные академические городки возникли ещё во времена СССР, но с годами некоторые площадки морально устарели, а другие оказались специализированы на узких научных направлениях – их реформирование было бы нерентабельным. Эксперты перебрали разные варианты создания российской «Кремниевой долины» в окрестностях Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, пока не остановили свой выбор на Подмосковье.
В 2010 году в Одинцовском районе Московской области на территории полей НИИ сельского хозяйства началось строительство первых зданий инновационного центра «Сколково», параллельно создавалась нормативная база, заключались соглашения о сотрудничестве со знаковыми партнёрами, такими как Роскосмос и американская компания IBM. В течение года резидентами центра стали свыше трёхсот компаний. В разработке архитектурного проекта приняли участие сразу 12 студий и бюро, тесно взаимодействующих друг с другом.
Инновационный центр занял обширное пространство между известной с XVI века деревней Сколково и старинным имением «Гусева полоса», последним владельцем которого перед революцией был инженер Александр Шумилин, построивший здесь богатый особняк в стиле неоклассицизма. После национализации в нём разместилась колония для беспризорных детей, затем – дом отдыха Трёхгорной мануфактуры. В 1960-е годы к особняку добавились два флигеля, возведён новый корпус по соседству и бывшая усадьба стала домом отдыха «Полёт», рассчитанным на 200 человек. Здравница поначалу относилась к Министерству авиационной промышленности СССР, а после распада Союза и приватизации перешла к Министерству промышленности и энергетики России. В 2009 году полузаброшенный дом отдыха закрылся и после реставрации объект культурного наследия войдёт в структуру «Сколково», вероятно, как Дом приёмов. Планируется возродить и ландшафтный парк в окрестностях усадьбы.
Под сайдингом спрятаны корпуса советского дома отдыха
Каскадные пруды стали местом отдыха резидентов и гостей
В 1915 году Сколково полюбилось знаменитому художнику Казимиру Малевичу. Он провёл здесь на даче три летних сезона, да и позднее не раз бывал в этих местах. Окрестные берёзовые рощи и поля Малевич изобразил на своих полотнах. При создании архитектурной концепции центра в память о художнике использованы некоторые его идеи. На территории в памятниках увековечены и другие деятели отечественной культуры: литераторы Михаил Булгаков и Борис Пастернак.
Территория застройки, разрезанная заповедными рощами, поначалу показалась не слишком подходящей для наукограда, но архитекторам удалось спланировать на этой вытянутой полосе всю необходимую инфраструктуру – корпуса Технопарка и Сколтеха, коттеджные посёлки, гимназию, несколько зон отдыха. За пределами инновационного центра сохранились и остатки деревни Сколково – спрятавшиеся за заборами деревянные домики. Единственное административное высотное здание в Сколково будет связано с транспортно-пересадочным узлом, сформированном на Минском шоссе и Белорусском направлении МЖД. Планируется возведение ещё двух крупных объектов – научно-производственного комплекса Трансмашхолдинга и выставочного комплекса. На территории появятся также пожарное депо и коммунальный блок для обслуживания хозяйства.
Большой бульвар – центральная улица с пешеходными тротуарами и велодорожкой. Предполагается, что бульвар будет закрыт для частного автотранспорта. Пешеходная прогулка через всё Сколково займёт около тридцати минут, а быстро переместиться от объекта к объекту можно на бесплатных маршрутках, которые уже сейчас курсируют по всей территории с интервалом в пять минут.
Технопарк – обитель резидентов, место проведения форумов и выставок:
С Технопарком состыкован бизнес-центр «Амальтея»:
Центр городского развития «Гиперкуб» – первое построенное здание инновационного центра (2013).
Административно-офисное здание Сколково-MATREX «Матрёшка»
Квартал Менделеева – один из корпоративных кварталов, сформированных российскими и зарубежными компаниями, работающими в области информационных технологий. Уже сейчас в Сколково функционирует Центр обработки данных Сбербанка, именно здесь проводятся все расчётные операции по банковским картам. Открыт учебно-тренировочный центр компании «Боинг», оборудованный пилотажными тренажёрами, в центре проходит подготовку персонал, работающий на российских и зарубежных авиалиниях.
Квартал «Тетрис» – один из коттеджных посёлков Сколково. Всё жильё будет сдаваться в аренду управляющей компанией, приобретение жилплощади в собственность не предусмотрено. Таким образом, компании-резиденты получат максимально комфортные условия для своих служащих без присутствия посторонних людей, сформируют особую атмосферу в городе. Этажность ограничена четырьмя-пятью этажами, первые отданы под малый бизнес, в остальных – квартиры и апартаменты до 70 квадратных метров. В коттеджных посёлках есть центры обслуживания, основная часть которых располагается под землёй.
Университет Сколтех – образовательный комплекс со студенческим кампусом и гостиницей для преподавателей – построен швейцарскими архитекторами, объединившими в одном проекте традиции деревянного зодчества и современность. Сейчас в Сколтехе учатся 650 студентов, основные специальности – математика, физика, информационные технологии.
Гимназия предполагает обучение детей на полном пансионе от начальных классов до старших с профессиональной подготовкой.
Семейный кампус:
Для комфортного отдыха жителей обустраивается Центральный парк с прудом.
К 2022 году в Сколково вырастет международный медицинский кластер. Диагностический корпус с лабораториями и терапевтическими отделениями, способный принимать 100 000 пациентов ежегодно, уже сдан в эксплуатацию.
Рубрика: Репортаж. Метки: технологии, Сколково, инновации.
За шумопоглощающими экранами в посёлке Заречье и окрестностях вовсю современные жилые комплексы, реализуются образовательные и научные проекты в Сколково.
Проект создания инновационного центра в Сколково десять лет назад громко стартовал в информационном потоке, а затем наступило некоторое затишье.
Пока эксперты спорят о том, способно ли человечество создать безаварийные робомобили, автономные грузовики методично таскают грузы в карьерах и на строительных площадках.
Современная фармацевтика буксует, а доживающие до коммерциализации препараты почти не окупают вложения в исследования и разработки. Станет ли ответом ИИ? Посмотрим!
Анималистические роботы - квадрупеды Boston Dynamics и ANYbotics привлекают внимание, однако есть ли у таких поделок коммерческий потенциал? Разберемся!
Тренд на удешевление стоимости промышленных роботов вскоре дополнится упрощением и удешевлением их интеграции и программирования. Промышленная революция уже на подходе?
Пожарных Китая оснащают роботами, способными заливать огонь водой или пеной, отводить дым и обнаруживать источники возгорания.
Цифровизация: райский мир будущего или мрачная антиутопия? Поглядим, что скажут специалисты.
Развертывание робомобилей: дорогостоящий пиар и популизм властей развитых стран или насущная необходимость, нуждающаяся в любых доступных инвестициях?
7 декабря в рамках городской образовательной акции «День без турникетов» технопарк «Калибр» открыл двери для любознательных москвичей.
Заменить традиционный кремний при изготовлении транзисторов на воздушный зазор, предлагают исследователи из Австралии
Хорошие вещи суммируются, поддерживают друг друга, а в конце-концов образуют единую систему - систему со знаком “плюс”.
По информации исследовательской фирмы Report Linker, объемы рынка систем телеприсутствия достигнут $312 млн к 2022 году - вы готовы в этом участвовать?
Робототехника - актуальное направление, тысячи компаний различного размера пробуют в нем свои силы. Но к славе приходят далеко не все. Почему?
Несмотря на то, что возможность запуска беспилотных летающих электротакси многим кажется фантастикой, все чаще можно слышать о тестах таких БЛА.
Швейцарская компания ABB объявила о планах инвестировать $150 млн предприятия по разработке и прои зводству роботов в Шанхае, Китай.