21 июля Мосгортранс впервые представил образовательный проект «Москва транспортная». Это трёхчасовая экскурсия, которая начинается в музее «Московский транспорт». Затем экскурсантов ждёт автобусная поездка по знаковым историческим местам, а завершается тур знакомством с сегодняшним и даже завтрашним днём столичного транспорта в Филёвском автобусно-троллейбусном парке. Такие экскурсии будут интересны и детям, и взрослым.
В 1954-1955 годах на Рогожском Валу были построены корпуса Автокомбината № 4, который специализировался на грузовых контейнерных перевозках. В самом дальнем цеху размещался разворотный круг: устройство, типичное для паровозных депо, но редкое в автотранспортных предприятиях. Можно предположить, что въезжающий автомобиль направлялся диспетчером на один из пунктов диагностики вращением разворотного круга. Таким образом грузовой автомобиль было проще развернуть на небольшом пространстве и не загрязнять воздух его выхлопами. Позднее это инженерное устройство заложили и заасфальтировали, но прогуливаясь по цеху, можно ощутить вибрацию.
После закрытия Автокомбината в здании разместился Музей ретроавтомобилей, в 2016 году поменявший название на «Московский транспорт». Он стал совмещать выставку зарубежных классических автомобилей и советского автопрома (в том числе представлена вся линейка продукции АЗЛК) с обширной коллекцией Мосгортранса. Это отечественные автобусы, легковые и грузовые автомобили, служебные машины. В музее пять залов. В первом, как и прежде, экспонируются раритеты 1920-1960-х годов, принадлежащие частным коллекционерам. Роскошные представительские фаэтоны и лимузины на ходу, они снимаются в кино, а летом принимают участие в ретроралли.
Когда-то передвигаться по московским дорогам было не так комфортно – улицы были замощены булыжником. В первом зале можно увидеть самый старый музейный экспонат – конный экипаж 1850-1860-х годов. Его колеса сделаны из дерева, а от тряски по неровной мостовой спасали рессоры. Примерно с такого экипажа началась история мирового автомобилестроения, когда Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах догадались установить на повозку небольшой бензиновый двигатель.
Гужевой транспорт стал уступать позици. В 1909 году в Москве появились первые частные таксомоторы, а государственная служба такси возникла в первые годы Советской власти. Поначалу пассажиров перевозили Рено, Фиаты, Форды. Кстати, именно Генри Форд был одним из немногих зарубежных автомобильных фабрикантов, который стал сотрудничать с Советской Россией. В 1929 году он подписал договор, передал патент на изготовление в нашей стране грузовых и легковых автомобилей, а в Нижнем Новгороде развернулось строительство нового автозавода. Легковые автомобили ГАЗ-А использовались в качестве такси. В кузове грузовых «полуторок» ГАЗ-АА можно было поставить скамейки и перевозить по маршруту до двадцати пассажиров, заменяя дефицитные по тем временам автобусы.
В этой ржавой «Победе», ожидающей реставраторов, был обнаружен таксометр. В качестве такси использовались и малолитражный «Москвич-407», и громоздкий ЗиС с мощным шестицилиндровым двигателем, а самым массовым автомобилем с шашечками стала «Волга». Интересно, что плата за проезд устанавливалась в зависимости от марки автомобиля, чем комфортабельнее – тем дороже.
Один из залов музея «Московский транспорт» посвящён служебным и военным автомобилям, грузовикам, тягачам, внедорожникам.
Пятый зал рассказывает об истории московского автобуса. Автобусы ЗиС-8, выкрашенные в зелёный защитный цвет, в годы Великой Отечественной войны использовались для нужд фронта, а потом вернулись в Москву. Именно такая машина стала популярным киногероем, снявшись в телефильме «Место встречи изменить нельзя», а в музее представлен второй сохранившийся до наших дней экземпляр в традиционной для столичных маршрутов окраске. Корпус машины деревянный, обшитый тонким листом железа, а крыша – брезентовая. Салон ЗиС-8 рассчитан на 21 пассажира, на остановках водитель вручную открывал дверь для входа и выхода, а в обязанности кондуктора входила продажа билетов.
Со временем автобусы становились более комфортабельными и вместительными. В экспозиции представлен автопоезд 1960 года, состоящий из автобуса ЗиЛ-158 с прицепом, который водители прозвали «племянником».
Самый массовый московский автобус ЛиАЗ-677
Во время автобусной экскурсии о самых примечательных местах рассказал сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин. Например, про то, что Рогожская застава, откуда начинается автобусная экскурсия «Москва транспортная», в старину была одной из ямщицких слобод. Ямщики в XV-XVII веках перевозили государственных служащих, товары, почту.
На Лубянке когда-то была биржа извозчиков с фонтаном, из которого поили лошадей. Позже вокруг фонтана проложили кольца трамвайных путей, которые приходили сюда с десяти направлений, периодически образуя пробки. А первая конечная остановка московского трамвая находилась возле Исторического музея у Иверских ворот.
Филёвский парк – один из старейших в городе, основан в 1940 году как 3-й троллейбусный парк, в шестидесятые годы сюда перевели и автобусы.
В парке проводится ежедневное обслуживание подвижного состава, мойка, уборка, контрольно-измерительные работы, проверка электрооборудования и основных узлов, отвечающих за безопасность – рулевого управления и тормозной системы. Первый троллейбус выходит на маршрут в четыре утра, а последний заезжает в парк в полтретьего ночи. Рабочий день водителя начинается с получения путевого листа и предрейсового медосмотра, где компьютер замеряет давление, проверяет пульс и проводится обязательное тестирование на алкоголь. После медосмотра водитель получает съёмные валидаторы и начинает готовить машину перед выездом на линию.
В диспетчерской размещены системные программы, подключённые к ГЛОНАСС и контролирующие водителей на маршруте в режиме реального времени. Зональный диспетчерский центр занимается регулированием движения на маршруте, отслеживая интервал.
Рубрика: Репортаж. Метки: транспорт, музей, экскурсия.