23.07.2018 14:32

Состоялась первая экскурсия «Москва транспортная»

Текст и фото: Евгений Чесноков

21 июля Мосгортранс впервые представил образовательный проект «Москва транспортная». Это трёхчасовая экскурсия, которая начинается в музее «Московский транспорт». Затем экскурсантов ждёт автобусная поездка по знаковым историческим местам, а завершается тур знакомством с сегодняшним и даже завтрашним днём столичного транспорта в Филёвском автобусно-троллейбусном парке. Такие экскурсии будут интересны и детям, и взрослым.

В 1954-1955 годах на Рогожском Валу были построены корпуса Автокомбината № 4, который специализировался на грузовых контейнерных перевозках. В самом дальнем цеху размещался разворотный круг: устройство, типичное для паровозных депо, но редкое в автотранспортных предприятиях. Можно предположить, что въезжающий автомобиль направлялся диспетчером на один из пунктов диагностики вращением разворотного круга. Таким образом грузовой автомобиль было проще развернуть на небольшом пространстве и не загрязнять воздух его выхлопами. Позднее это инженерное устройство заложили и заасфальтировали, но прогуливаясь по цеху, можно ощутить вибрацию.

После закрытия Автокомбината в здании разместился Музей ретроавтомобилей, в 2016 году поменявший название на «Московский транспорт». Он стал совмещать выставку зарубежных классических автомобилей и советского автопрома (в том числе представлена вся линейка продукции АЗЛК) с обширной коллекцией Мосгортранса. Это отечественные автобусы, легковые и грузовые автомобили, служебные машины. В музее пять залов. В первом, как и прежде, экспонируются раритеты 1920-1960-х годов, принадлежащие частным коллекционерам. Роскошные представительские фаэтоны и лимузины на ходу, они снимаются в кино, а летом принимают участие в ретроралли.

Когда-то передвигаться по московским дорогам было не так комфортно — улицы были замощены булыжником. В первом зале можно увидеть самый старый музейный экспонат — конный экипаж 1850-1860-х годов. Его колеса сделаны из дерева, а от тряски по неровной мостовой спасали рессоры. Примерно с такого экипажа началась история мирового автомобилестроения, когда Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах догадались установить на повозку небольшой бензиновый двигатель.

Гужевой транспорт стал уступать позици. В 1909 году в Москве появились первые частные таксомоторы, а государственная служба такси возникла в первые годы Советской власти. Поначалу пассажиров перевозили Рено, Фиаты, Форды. Кстати, именно Генри Форд был одним из немногих зарубежных автомобильных фабрикантов, который стал сотрудничать с Советской Россией. В 1929 году он подписал договор, передал патент на изготовление в нашей стране грузовых и легковых автомобилей, а в Нижнем Новгороде развернулось строительство нового автозавода. Легковые автомобили ГАЗ-А использовались в качестве такси. В кузове грузовых «полуторок» ГАЗ-АА можно было поставить скамейки и перевозить по маршруту до двадцати пассажиров, заменяя дефицитные по тем временам автобусы.

В этой ржавой «Победе», ожидающей реставраторов, был обнаружен таксометр. В качестве такси использовались и малолитражный «Москвич-407», и громоздкий ЗиС с мощным шестицилиндровым двигателем, а самым массовым автомобилем с шашечками стала «Волга». Интересно, что плата за проезд устанавливалась в зависимости от марки автомобиля, чем комфортабельнее — тем дороже.

Один из залов музея «Московский транспорт» посвящён служебным и военным автомобилям, грузовикам, тягачам, внедорожникам.

Пятый зал рассказывает об истории московского автобуса. Автобусы ЗиС-8, выкрашенные в зелёный защитный цвет, в годы Великой Отечественной войны использовались для нужд фронта, а потом вернулись в Москву. Именно такая машина стала популярным киногероем, снявшись в телефильме «Место встречи изменить нельзя», а в музее представлен второй сохранившийся до наших дней экземпляр в традиционной для столичных маршрутов окраске. Корпус машины деревянный, обшитый тонким листом железа, а крыша — брезентовая. Салон ЗиС-8 рассчитан на 21 пассажира, на остановках водитель вручную открывал дверь для входа и выхода, а в обязанности кондуктора входила продажа билетов.

Со временем автобусы становились более комфортабельными и вместительными. В экспозиции представлен автопоезд 1960 года, состоящий из автобуса ЗиЛ-158 с прицепом, который водители прозвали «племянником».

Самый массовый московский автобус ЛиАЗ-677

Во время автобусной экскурсии о самых примечательных местах рассказал сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин. Например, про то, что Рогожская застава, откуда начинается автобусная экскурсия «Москва транспортная», в старину была одной из ямщицких слобод. Ямщики в XV-XVII веках перевозили государственных служащих, товары, почту.

На Лубянке когда-то была биржа извозчиков с фонтаном, из которого поили лошадей. Позже вокруг фонтана проложили кольца трамвайных путей, которые приходили сюда с десяти направлений, периодически образуя пробки. А первая конечная остановка московского трамвая находилась возле Исторического музея у Иверских ворот.

Филёвский парк — один из старейших в городе, основан в 1940 году как 3-й троллейбусный парк, в шестидесятые годы сюда перевели и автобусы.

В парке проводится ежедневное обслуживание подвижного состава, мойка, уборка, контрольно-измерительные работы, проверка электрооборудования и основных узлов, отвечающих за безопасность — рулевого управления и тормозной системы. Первый троллейбус выходит на маршрут в четыре утра, а последний заезжает в парк в полтретьего ночи. Рабочий день водителя начинается с получения путевого листа и предрейсового медосмотра, где компьютер замеряет давление, проверяет пульс и проводится обязательное тестирование на алкоголь. После медосмотра водитель получает съёмные валидаторы и начинает готовить машину перед выездом на линию.

В диспетчерской размещены системные программы, подключённые к ГЛОНАСС и контролирующие водителей на маршруте в режиме реального времени. Зональный диспетчерский центр занимается регулированием движения на маршруте, отслеживая интервал.

москватрансмоскватрансмоскватрансмоскватрансмоскватрансмоскватранс
Рубрика: Репортаж. Метки: транспорт, музей, экскурсия.

Другие публикации

27.12.2018 в 10:25

Наталья Солженицына провела экскурсию по новому музею


В Москве открылся Музей-квартира писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

17.11.2018 в 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии


На улице Советской Армии немало примечательных мест - и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа.

10.11.2018 в 22:04

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова


За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.

22.09.2018 в 08:13

«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей


Эту уникальную коллекцию старинных автомобилей и мотоциклов семья москвичей Ломаковых собирает с 1959 года.

15.09.2018 в 03:25

«Город на память». 033. Музей истории железнодорожной техники


Музей истории железнодорожной техники расположен под открытым небом на территории Рижского вокзала.

02.09.2018 в 09:19

«Город на память». 017. Монорельсовая транспортная система


С самого начала проект монорельсовой системы преследовали неудачи...

05.08.2018 в 10:04

Лучший водитель московского автобуса работает на маршруте М2


С 1998 года конкурс водительского мастерства проходит в рамках городской акции «Московские мастера».

15.07.2018 в 10:53

ГИБДД не соблюдает ПДД


В столице появился новый профессиональный праздник — День московского транспорта, который отмечают все, имеющие отношение к перевозке пассажиров.

10.07.2018 в 11:24

«Москва» меняется


В электродепо «Фили» поступают новые поезда «Москва», специально адаптированные для эксплуатации на наземных перегонах Филёвской линии Московского метрополитена

07.07.2018 в 14:15

В трамвае можно будет узнать счёт матча Россия-Хорватия


Идея размещать информационный и рекламный видеоконтент в общественном транспорте появилась ещё лет десять назад, но тогда казалась слишком фантастичной.

01.07.2018 в 15:30

Виктория Ульянова — лучший в Москве водитель трамвая


В трамвайном депо имени Баумана прошёл Форум профессионального мастерства водителей трамвая.

08.06.2018 в 11:17

Дарвиновский музей знакомит с дикими родственниками волка Забиваки


В Дарвиновском музее открылся выставочный проект, посвящённый Чемпионату мира по футболу.

01.05.2018 в 15:35

Всё о круизной навигации из первых уст


28 апреля на причале Северного речного вокзала отметили начало круизной навигации.

23.04.2018 в 22:35

На Москве-реке открылась навигация


На борту теплохода «Капелла» из Флотилии «Рэдиссон Ройал» состоялась пресс-конференция, посвящённая различным аспектам речного туризма в этом сезоне.

30.03.2018 в 16:09

Осторожно, кулисы закрываются


30 марта из депо «Сокол» на маршрут вышел метропоезд, оформление вагонов которого посвящено страницам истории Малого театра.