24.07.2018 10:56

По Новой Дороге

Текст и фото: Евгений Чесноков

Улица Новая Дорога, появившаяся на карте Москвы в 1908 году, состоит из двух участков. Она начинается на пересечении с Госпитальным Валом возле Введенского кладбища и ведёт в сторону Яузы по засыпанному руслу речки Синички мимо стадиона «Металлург», построенного для рабочих завода «Серп и молот». Проехать всю улицу на автомобиле не получится: через речку перекинут лишь пешеходный Рубцов мост, который местные жители называют Горбатым. За Яузой начинается второй участок Новой Дороги, застроенный конструктивистскими зданиями Будёновского посёлка.

На Введенском сохранились часовни-усыпальницы и надгробия XIX века, созданные известными мастерами и придающие этому месту не только мемориальную, но и художественную ценность. К сожалению, в первые годы Советской власти некоторые фамильные склепы были разорены, за минувшее столетие памятники пострадали от времени и вандалов.

Ожидается, что ансамбль из 13 исторических построек – мавзолей графини Мусиной-Пушкиной, усыпальница доктора Овера, католическая часовня Демонси, мавзолей Эмилии Быковской, часовня-сень Кёльха и другие – в скором времени будет включён в перечень выявленных объектов культурного наследия, начнутся необходимые работы по их сохранению и реставрации.

Надгробие на могилах Лиона Георга и Александры Рожновой (мозаичное панно – по мотивам картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых»)

Памятник инженеру Христиану Мейену, основавшему в 1865 году ремесленную школу, которая вскоре стала одним из лучших технических училищ в России. Уже при Советской власти на базе училища было создано три вуза, в том числе нынешний МАМИ.

Летом 2018 года непосредственно возле кладбищенской ограды развернуто масштабное строительство новой линии метрополитена, здесь откроется станция «Лефортово».

Стадион «Металлург», основанный ещё в 1920-е годы, несколько десятилетий относился к металлургическому гиганту «Серп и Молот». На момент основания спортклуб назывался «Астаховским клубом спорта». На стадионе занимались легкоатлеты братья Знаменские, за футбольную команду играли будущие звёзды ЦДКА и «Динамо» Бесков, Гранаткин, Аркадьев, Федотов.

Впрочем, есть нюанс – а где именно находился тот, довоенный «Металлург»? На карте 1952 года в окрестностях Семёновской набережной указаны овраги и свалка – никакого намёка на спортивные объекты, да и на старых фотографиях стадион впервые появляется лишь в 1954 году.

Во времена позднего Лужкова умирающий «Серп и Молот» собрался возвести на собственном стадионе многофункциональный жилой комплекс, мэр уже подписал распоряжение, но что-то пошло не так, а вскоре завод приказал долго жить. В 2014 году земельный участок по улице Новая Дорога владение 11 был временно изъят для государственных нужд – строительства притоннельных сооружений Московского метрополитена. Здесь была обустроена площадка для старта тоннелепроходческих комплексов. По завершении работ стадион благоустроят и вернут жителям района.

Ещё не так давно поле стадиона превращалось в средневековое ристалище

По чётной стороне Новой Дороги находится спортивный комплекс МГТУ имени Баумана (Госпитальная набережная, владение 4). История его создания связана с именем Валерия Попенченко, который в 1970 году возглавил кафедру физического воспитания. В своей спортивной карьере Попенченко был боксёром, завоевал множество титулов, стал Олимпийским чемпионом, а в процессе строительства стадиона выиграл бой у бюрократической системы. Всё было сложно с финансированием, не хватало то кирпича, то цемента, но к 1980 году спорткомплекс был построен.

А вот и Рубцов мост, соединяющий две половинки Новой Дороги. Говорят, что переправа была на этом месте ещё в XIX веке, но первый капитальный железобетонный мост был возведён в 1930 году, под ним проходили небольшие суда, а опорами служили деревянные сваи. В начале сороковых началась реконструкция берегов Яузы, мост снесли и ниже по течению возвели новый, который простоял лет двадцать. Нынешний пешеходный мост построен в 1966 году.

В 1999 году на Рубцовской набережной из типовых домов серий П-44Т и П-44М построили жилой комплекс «Русская Венеция», который стал победителем архитектурного конкурса в номинации Жилые здания и комплексы.

Новая Дорога завершается конструктивистским кварталом, в основе которого Будёновский посёлок (встречается и другой вариант написания – Будённовский). История умалчивает, для какого ведомства строился Будёновский посёлок, то ли для РККА, то ли для заводских рабочих, а возможно, и ни для какого – просто жилой квартал. Построен посёлок в 1927-1929 годах по проекту Михаила Мотылёва, который рассёк квартал диагональным внутренним проездом. Эта планировка дворов сохранилась до наших дней. Дальнейшая судьба посёлка остаётся под вопросом: пусть это и интересный образец конструктивистского ансамбля, но жить в довоенных домах с деревянными перекрытиями совсем не комфортно. Наиболее вероятен капитальный ремонт зданий с сохранением исторического облика.

новая дорогановая дорогановая дорогановая дорога
Рубрика: Репортаж. Метки: Москва, прогулка, краеведение.

Другие публикации