25.08.2018 22:48

«Город на память». 002. Северный речной вокзал

29 января 2012 года
«Город на память». 002. Северный речной вокзал

Северный речной вокзал (архитекторы А.Рухлядев, В.Кринский, скульпторы И.Ефимов, Л.Кардашов, художники Н.Данько, А.Щербаков) был построен в 1937 году одновременно с каналом Москва-Волга ещё до заполнения Химкинского водохранилища. Здание, спроектированное в форме гигантского корабля, стало одной из визитных карточек Москвы – «порта пяти морей», признано шедевром советской архитектуры, занесено в список памятников, находящихся под охраной государства.

Смотрите старые фотографии: Строительство Северного речного вокзала. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37419

Смотрите старые фотографии: Строительство Северного речного вокзала. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37417

Смотрите старые фотографии: Северный речной вокзал. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/96397

Смотрите старые фотографии: Кадр из фильма «Волга-Волга». 1938 год: https://pastvu.com/p/25354

Смотрите старые фотографии: Башня вокзала. 1940 год: https://pastvu.com/p/82177

Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами.

В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда открывалась и завершалась навигация. Впрочем, за всю историю механизм был задействован лишь несколько раз, а сейчас и вовсе заржавел.

Архитекторы украсили здание майоликой: со стороны набережной можно увидеть Москву будущего и достижения СССР, электростанции, паровозы, танки. На противоположном фасаде галерея кораблей советского флота, торговые, военные, пассажирские суда, ледоколы, гидросамолёты.


Фонтанчик на фасаде Речного вокзала

Общая длина причалов — около полутора километров, из них половина была построена в 1960-е годы.

Здание вокзала находится в парке площадью около 50 гектаров. Из десятков скульптур, фонтанов, декоративных элементов уцелели лишь композиции «Спорт», «Водный путь» да парковая ограда.

«Снег башка попадёт – совсем мёртвый будешь»,- говорил персонаж фильма «Джентльмены удачи». А на головы посетителей Речного вокзала могло свалиться всё, что угодно: куски штукатурки, лепнина, облицовочная плитка, камни.

Осенью 2010 года было принято решение закрыть Речной вокзал в связи с аварийным состоянием. Здание стало приходить в упадок ещё в 1990-х годах, когда пятнадцать лет находилось в аренде некой коммерческой фирмы, затем было передано унитарному предприятию «Канал имени Москвы». При этом любые ремонтные работы должны быть согласованы с Москомнаследием, которое курирует памятники архитектуры. Пока все заинтересованные организации договорятся о проекте реконструкции, найдут подрядчика, – в Москве-реке много воды утечёт и уникальное здание может просто превратиться в руины.

В ноябре 2011 года у причала произошло чрезвычайное происшествие, загорелся пришвартованный теплоход «Сергей Абрамов».


В настоящее время причал обнесён забором, у калиток установлены посты охраны, тем не менее прогуляться в периметре горожанам не запрещено. Чего категорически не рекомендуют секьюрити, так это подходить близко к аварийному зданию и спускаться на речной лёд.


По традиции зимой главная аллея парка Речного вокзала превращается в ледовый каток

Ну а летом – добро пожаловать в речные круизы!

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, незнакомая Москва, Северный речной вокзал.

Другие публикации