29 января 2012 года
«Город на память». 002. Северный речной вокзал
Северный речной вокзал (архитекторы А.Рухлядев, В.Кринский, скульпторы И.Ефимов, Л.Кардашов, художники Н.Данько, А.Щербаков) был построен в 1937 году одновременно с каналом Москва-Волга ещё до заполнения Химкинского водохранилища. Здание, спроектированное в форме гигантского корабля, стало одной из визитных карточек Москвы – «порта пяти морей», признано шедевром советской архитектуры, занесено в список памятников, находящихся под охраной государства.
Смотрите старые фотографии: Строительство Северного речного вокзала. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37419
Смотрите старые фотографии: Строительство Северного речного вокзала. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37417
Смотрите старые фотографии: Северный речной вокзал. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/96397
Смотрите старые фотографии: Кадр из фильма «Волга-Волга». 1938 год: https://pastvu.com/p/25354
Смотрите старые фотографии: Башня вокзала. 1940 год: https://pastvu.com/p/82177
Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами.
В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда открывалась и завершалась навигация. Впрочем, за всю историю механизм был задействован лишь несколько раз, а сейчас и вовсе заржавел.
Архитекторы украсили здание майоликой: со стороны набережной можно увидеть Москву будущего и достижения СССР, электростанции, паровозы, танки. На противоположном фасаде галерея кораблей советского флота, торговые, военные, пассажирские суда, ледоколы, гидросамолёты.
Фонтанчик на фасаде Речного вокзала
Общая длина причалов — около полутора километров, из них половина была построена в 1960-е годы.
Здание вокзала находится в парке площадью около 50 гектаров. Из десятков скульптур, фонтанов, декоративных элементов уцелели лишь композиции «Спорт», «Водный путь» да парковая ограда.
«Снег башка попадёт – совсем мёртвый будешь»,- говорил персонаж фильма «Джентльмены удачи». А на головы посетителей Речного вокзала могло свалиться всё, что угодно: куски штукатурки, лепнина, облицовочная плитка, камни.
Осенью 2010 года было принято решение закрыть Речной вокзал в связи с аварийным состоянием. Здание стало приходить в упадок ещё в 1990-х годах, когда пятнадцать лет находилось в аренде некой коммерческой фирмы, затем было передано унитарному предприятию «Канал имени Москвы». При этом любые ремонтные работы должны быть согласованы с Москомнаследием, которое курирует памятники архитектуры. Пока все заинтересованные организации договорятся о проекте реконструкции, найдут подрядчика, – в Москве-реке много воды утечёт и уникальное здание может просто превратиться в руины.
В ноябре 2011 года у причала произошло чрезвычайное происшествие, загорелся пришвартованный теплоход «Сергей Абрамов».
В настоящее время причал обнесён забором, у калиток установлены посты охраны, тем не менее прогуляться в периметре горожанам не запрещено. Чего категорически не рекомендуют секьюрити, так это подходить близко к аварийному зданию и спускаться на речной лёд.
По традиции зимой главная аллея парка Речного вокзала превращается в ледовый каток
Ну а летом – добро пожаловать в речные круизы!
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, незнакомая Москва, Северный речной вокзал.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.
На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.