01.09.2018 17:19

«Город на память». 015. От Арбатских Ворот до Арбатского переулка

17 апреля 2012 года
«Город на память». 015. От Арбатских Ворот до Арбатского переулка

«Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя…» –
пел арбатский житель, поэт и прозаик Булат Окуджава.

Вслед за классиком авторской песни не будем торопиться, гуляя по старинной московской улице, которая ещё в середине 1980-х годов стала пешеходной. Каждый арбатский дом по-своему интересен, а по пути попадались уличные музыканты, художники и другие колоритные персонажи.

Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует. Наибольшее распространение получила гипотеза, согласно которой название Арбат произошло от арабского слова «arbad», являющегося множественным числом от «rabad» — «пригород», «предместье», которое закрепилось за этим ближним пригородом Москвы ещё в период её зависимости от власти ордынских ханов. Отсюда начиналась древняя Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.

Формирование городской застройки в начале трассы Можайской дороги, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III, предпринявшего при участии итальянских мастеров масштабную перестройку города. Одним из результатов этой реконструкции стало учреждение на окраинах городских предместий, на «вспольях», дворцовых слобод, населённых мастеровыми людьми, использовавшими в своём производстве открытый огонь. За Арбатом, на Сивцевом вражке, по левой стороне Можайской дороги, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники, обеспечивавшие потребности великокняжеских конюшен и ставшие первыми жителями Конюшенной слободы.

Первое упоминание об улице, на том месте где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении опричного удела Ивана Грозного в 1565 году.

После окончания Смутного времени, при новой царской династии, Арбат остается местом сосредоточения дворцовых и стрелецких слобод. Самую обширную территорию по левой стороне улицы занимала Конюшенная слобода, к середине XVII века именовавшаяся уже как Старая Конюшенная. Её население составляли тяглые люди различных профессий, находившиеся в ведении Конюшенного приказа.

На западе располагалась Плотничья слобода, в которой первоначально были поселены казённые плотники, принимавшие участие в восстановлении Москвы после её разорения польскими интервентами.

Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Шереметевы, Голицыны. Строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов. При реконструкции Арбата после пожара 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб.

К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом с Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома».

В 1920—1930-е годы образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки, куда вселяли строителей нового общества, стекавшихся в Москву из всех уголков страны.

В 1930—1950-х Арбат являлся государственной трассой, по которой Сталин со своим кортежем проезжал в Кремль, поэтому улица была объектом пристального внимания НКВД—МГБ. Об этом периоде повествует автобиографический роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

В 1974 году группой архитекторов под руководством Алексея Гутнова и Зои Харитоновой началась разработка проекта превращения Арбата в пешеходную улицу. Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус».

В 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посередине улицы вазоны с цветами и рядом скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Московские остроумцы тут же выдали: «Арбат офонарел» — шутка приписывается Булату Окуджаве, но авторство не доказано.

Смотрите старые фотографии: Арбат. 1895-1901 гг.: https://pastvu.com/p/345354

Смотрите старые фотографии: Ресторан «Прага» до реконструкции. 1900-1902 гг.: https://pastvu.com/p/647436

Смотрите старые фотографии: Вид на Арбат и Арбатскую площадь. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/56353

Смотрите старые фотографии: Арбат. 1966 год: https://pastvu.com/p/7355

Смотрите старые фотографии: Арбат стал пешеходной улицей. 1987 год: https://pastvu.com/p/99459

Смотрите старые фотографии: Снос дома №5. 1994 год: https://pastvu.com/p/160970

Ну а теперь прогуляемся по Арбату XXI века.

Добраться до начала улицы удобно на метро. Станция «Арбатская» открылась в мае 1935 года, здание выполнено в форме пятиконечной звезды.

В 1909 году Александр Ханжонков открыл на Арбатской площади кинотеатр «Художественный» (тогда назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь».

Дом № 2. Здание нынешнего ресторана «Прага» было построено в конце XVII века и много раз перестраивалось. В 1872 г. на первом этаже здания открылся недорогой трактир «Прага». Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые называли его по-своему «Брага». После революции 1917 года здесь была столовая и театральные курсы. В 1954 году дом был перестроен (архитектор Б.Соболевский) и ресторан открылся заново.

Дома XIX века снесли, чтобы возвести это. Дом № 1. Здание «Альфа Арбат Плаза»(архитектор М.Посохин) построено в 2000-2004 годах. Разрушение исторического облика района началось еще раньше – в 1960-е годы при проектировании и строительстве улицы Новый Арбат (в советские годы – проспект Калинина).

Арбат стал пешеходной улицей.

Отсюда стартуют все арбатские флэшмобы. Несмотря на мирный характер неформальных мероприятий, сотрудники полиции проявляют бдительность: то зомби покажутся слишком страшными, то триколор, развёрнутый несогласными в День флага России, покажется слишком большим.

Процитирую в тему фрагмент газетной статьи 1989 года:
«На пешеходном Арбате тонкий в кожаных штанах читает стихи о Сталине, о колючей проволоке, о людях на коленях, о кладбище… Боже, да мыслимо ли это года два назад?! А вон в стороне трое в милицейской форме тоже слушают с явным интересом. Оглядываюсь – а вокруг уже человек сто! Молча стоят, слушают. И никто, понимаете, никто никого не разгоняет! Значит, что-то всё же произошло в нашем сознании, в нашем обществе, если приказ «хватать и не пущать» споткнулся о право высказаться».

Дом № 4 построен в середине XIX века. 25 марта 1865 г. Общество русских врачей открыло здесь лечебницу и аптеку. Затем в разные годы в доме располагались музыкальная школа, гостиница «Гуниб», ресторанчик, общенародный университет, книжные и нотные магазины.

Дом № 6. Доходный дом построен в 1898 году по проекту архитектора С.Калугина на пересечении улицы Арбат и Арбатского переулка. После 1903 года в нём находилось Общество воспитательниц и учительниц и первый музей истории педагогики в России. С 2007 года находится на реконструкции.


Вид со двора

А на Арбате снова праздник: отмечаем ирландский национальный День Святого Патрика.

По нечётной стороне Старого Арбата несколько исторических зданий были снесены в советское и постсоветское время. На фото дом № 9 – возведён в 1873-1874 годах по проекту архитектора Н.Гущина. В XIX веке это был доходный дом Осипа Бургардта-Гвоздецкого, в двадцатых годах здесь находилось кафе «Арбатский подвал», где бывали Владимир Маяковский, Сергей Есенин и Айседора Дункан, Александр Блок, Борис Пастернак. В советское время на первом этаже размещался магазин «Украинская книга».


Вайшнавские религиозные шествия с песнями и плясками – харинамы – в постсоветское время традиционно проходят на Арбате.

Дом № 11 – доходный дом с вычурным фасадом, украшенным львиными масками Акционерного общества «Частный ломбард» (1911, архитектор Н.Струков). В начале XX века это было единственное конторское здание на Арбате. Надстроен двумя этажами в 1933 году.

С Арбатом пересекается Большой Афанасьевский переулок. Он идёт параллельно Гоголевскому бульвару и заслуживает отдельного рассказа. Фасад дома №36 украшен сюжетами на средневековую тематику.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Сельскохозяйственная улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Арбат, город на память.

Другие публикации