10 августа 2012 года
«Город на память». 026. По Арбату к Вахтангову и Цою
«Я выдворен с Арбата и прошлого лишен…» – это строчка Булата Окуджавы, посвятившего старой московской улице не одну песню. Нынче с Арбата выдворили много чего и безбашенный неформальный Арбат, рождённый в восьмидесятых, остался в прошлом.
Арбат в лесах
Старый Арбат в 2012 году выглядит непривычно: фасады закрыты строительными лесами и завешаны паранджой защитной сетки. Как сообщали СМИ со ссылкой на префекта ЦАО Сергея Байдакова, реконструкция этой пешеходной улицы проводится после обсуждения плана с местными жителями и с учётом их мнения. Вероятно, «по просьбам трудящихся» в августе был снесён дом № 41, на месте которого планируется возвести многофункциональный торгово-жилой комплекс.
Снос дома № 41. Он был построен в 1788 году, затем дважды перестроен – в 1838 и 1864 годах. По мнению активистов Архнадзора, дом представлял собой неотъемлемую часть исторической среды некогда заповедного Арбата. Как сообщают защитники старой Москвы, ЗАО «Строймонтажцентр-2000» произвело незаконный снос без согласия Мосгорнаследия.
По чётной стороне два жилых дома:
Дом № 18 – построен в 1909 году, реконструирован в 2004 г.
Дом № 20 – жилой дом кооператива «Красный уголок», 1926-1928, архитектор Владимир Маят
Небольшая постройка – дом № 22 – с небольшим, но уютным подвальным клубом. За последние годы клуб несколько раз менял название.
Соседний угловой квартал разрушен в 2006 году, спустя два года началось строительство новой сцены театра имени Вахтангова.
Дом № 26 – Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр им. Е.Вахтангова. Современное здание построено в 1946—1947 годах (архитектор Павел Абросимов) на месте старого, разбомбленного летом 1941-го.
Смотрите старые фотографии: Разрушенный бомбой театр имени Е. Вахтангова. 1941 год: https://pastvu.com/p/1734
Смотрите старые фотографии: Театр имени Вахтангова. 1972-1980 гг.: https://pastvu.com/p/448223
13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е.Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.
В драматургическую моду стремительно вошли пьесы легких жанров. Кому первому пришла в голову мысль поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», трудно сказать. Поначалу никто к этому всерьёз не отнесся. При обсуждении пошли шуточки. А для их литературной обработки и придумывания интермедий был приглашен Николай Эрдман. Так, с современными шуточками, и начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом нового театра. Но сам Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру. Успех спектакля был оглушительным, превзошедшим все ожидания.
Капризная и непредсказуемая принцесса стала талисманом, опознавательным знаком Театра имени Евг.Вахтангова, перед зданием которого и расположился «Фонтан-памятник «Принцесса Турандот», сооруженный скульптором Александром Бургановым в 1997 году в честь 75-летия постановки пьесы.
Дом № 27 – доходный дом С.Трындина и А.Щепотьевой, 1910, архитектор Семён Кулагин
Дом № 29 – бывшая гостиница, архитектор Никита Лазарев, 1904—1906
Дом № 31 – построен в XIX веке, перестраивался в 1887 году, впоследствии стал жилым домом с коммунальными квартирами
Дом № 33 – доходный дом М.Лопыревского, здесь с 1941 по 1988 год жил и работал философ Алексей Лосев, здесь находится Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева»
В Калошином переулке сохранился особняк архитектора М.Лопыревского, 1852
Дом № 35 – доходный дом А.Филатовой, 1912, архитектор Валентин Дубовской. Дом предназначался для самой состоятельной публики. Для начала XX века дом выглядел небоскребом. Внутри были просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат, с непременными помещениями для прислуги при кухне. В советское время национализированные шикарные квартиры были превращены в коммуналки, но мраморные лестницы и дубовые перила остались. В 1975 дом был расселён и передан министерству культуры СССР. С 1990 года здесь располагается Центральный дом актёра.
Арбатской достопримечательностью стала стена дома № 37, известная как стена Цоя. В августе 1990 года после известия о гибели поэта и музыканта, уличный музыкант Майкл через всю стену вывел надпись чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!» В ответ кто-то приписал: «Цой жив». Вскоре вся поверхность была разрисована граффити и расписана словами любви и признательности погибшему рок-музыканту.
Местные жители недовольны таким соседством и жаловались в префектуру, власти предпринимали попытки закрашивать стену, но фанаты восстанавливали надписи и рисунки. Это место ежедневных тусовок неформалов, в памятные даты (день рождения 21 июня и 15 августа день памяти) сюда приходят сотни поклонников творчества Виктора Цоя. Песни под гитару – явление позитивное однозначно, а вот последствия злоупотребления алкоголем выглядят уныло.
Смотрите старые фотографии: Кривоарбатский переулок. Август 1990 года: https://pastvu.com/p/15091
Смотрите старые фотографии: Стена Цоя. 1996-1997 гг.: https://pastvu.com/p/96936
С середины 1980-х годов Арбат стал местом весьма популярным как у туристов, так и у неформалов. Здесь проходят флэшмобы и карнавальные шествия: Дримфлэш – парад мыльных пузырей, Парад в честь святого Патрика, прогулка зомби и другие нескучные действа.
Окрестности Театра Вахтангова облюбовали уличные музыканты, некоторые играют здесь два десятка лет (на фото вверху – замечательный гитарист Сергей Садов). А для интуристов Арбат – мекка сувенирного шоппинга.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Городок имени Баумана…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Арбат, город на память, psk.