«Школа современной пьесы» входит в новый сезон на старом репертуаре, просто нет смысла готовить свежие постановки на сцене ДК электромашиностроительного завода накануне долгожданного возвращения на Неглинку. И уже здесь, в возрождённом после пожара особняке, Иосиф Райхельгауз сотоварищи приготовят театралам множество сюрпризов. Переселение запланировано на ноябрь.
В старинном особняке на Неглинной силами профессиональных реставраторов и студентов художественных вузов завершается работа над восстановлением исторического декора. После пожара сохранились уцелевшие фрагменты и по этим образцам один к одному воссоздаётся цвет стен и позолота. В ходе ремонта открылось 28 слоёв краски и возникла проблема выбора – какого временного периода придерживаться. В здании сохранилась лепнина на стенах и потолках, старинные камины, будут добавлены некоторые фрагменты декора, утраченные в советские годы.
В новом театральном сезоне труппа «Школы современной пьесы» планирует отметить сразу два юбилея – 30 лет театру и 200 лет зданию на Неглинной, 29. Двести лет – дата условная, приблизительная. Как и многие московские здания, особняк не раз перестраивался, неоднократно горел и менял внешний вид. Москвичам XIX века этот дом запомнился рестораном Люсьена Оливье, того самого кулинара, придумавшего рецепт популярного салата. Кстати, возвращение «Школы современной пьесы» в родные пенаты планируется отметить мастер-классом по приготовлению салата по старинным рецептам. Заведение Оливье называлось «Зимний Эрмитаж», в нём было несколько залов и их планировка в основном сохранилась до наших дней. К ресторану примыкало здание не менее востребованных торговых (общественных) бань.
В целом, это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.
После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу – он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект Дом колхозников с кинотеатром и библиотекой.
В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» – сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.
Открывали театр Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных афмитеатром с небольшим подъёмом.
В обновлённом формате «ШСП» привычного зрительного зала с привинченными к полу креслами не будет – его заменит зал-трансформер. В полу предусмотрены ниши для передвижения подъёмников и сцену на таких платформах можно будет устроить в любой части зала и на разной высоте в зависимости от сценографического решения спектакля. Помимо основной сцены будут задействованы «Белый зал» и «Зимний сад» для экспериментальных и студенческих постановок. В них будут играть студенты ГИТИСа, уже сейчас готовы спектакли мастерских Галибина, Райхельгауза, Кудряшова, спектакль своего курса предлагает Женовач.
На вопросы корреспондента РБ отвечали художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз и заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Екатерина Кретова.