13.09.2018 11:46

«Школа современной пьесы» возвращается на историческую родину

«Школа современной пьесы» входит в новый сезон на старом репертуаре, просто нет смысла готовить свежие постановки на сцене ДК электромашиностроительного завода накануне долгожданного возвращения на Неглинку. И уже здесь, в возрождённом после пожара особняке, Иосиф Райхельгауз сотоварищи приготовят театралам множество сюрпризов. Переселение запланировано на ноябрь.

В старинном особняке на Неглинной силами профессиональных реставраторов и студентов художественных вузов завершается работа над восстановлением исторического декора. После пожара сохранились уцелевшие фрагменты и по этим образцам один к одному воссоздаётся цвет стен и позолота. В ходе ремонта открылось 28 слоёв краски и возникла проблема выбора — какого временного периода придерживаться. В здании сохранилась лепнина на стенах и потолках, старинные камины, будут добавлены некоторые фрагменты декора, утраченные в советские годы.

В новом театральном сезоне труппа «Школы современной пьесы» планирует отметить сразу два юбилея — 30 лет театру и 200 лет зданию на Неглинной, 29. Двести лет — дата условная, приблизительная. Как и многие московские здания, особняк не раз перестраивался, неоднократно горел и менял внешний вид. Москвичам XIX века этот дом запомнился рестораном Люсьена Оливье, того самого кулинара, придумавшего рецепт популярного салата. Кстати, возвращение «Школы современной пьесы» в родные пенаты планируется отметить мастер-классом по приготовлению салата по старинным рецептам. Заведение Оливье называлось «Зимний Эрмитаж», в нём было несколько залов и их планировка в основном сохранилась до наших дней. К ресторану примыкало здание не менее востребованных торговых (общественных) бань.

В целом, это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.

После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу — он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект Дом колхозников с кинотеатром и библиотекой.

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.

Открывали театр Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных афмитеатром с небольшим подъёмом.

В обновлённом формате «ШСП» привычного зрительного зала с привинченными к полу креслами не будет — его заменит зал-трансформер. В полу предусмотрены ниши для передвижения подъёмников и сцену на таких платформах можно будет устроить в любой части зала и на разной высоте в зависимости от сценографического решения спектакля. Помимо основной сцены будут задействованы «Белый зал» и «Зимний сад» для экспериментальных и студенческих постановок. В них будут играть студенты ГИТИСа, уже сейчас готовы спектакли мастерских Галибина, Райхельгауза, Кудряшова, спектакль своего курса предлагает Женовач.

На вопросы корреспондента РБ отвечали художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз и заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Екатерина Кретова.









Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: Москва, театр, премьера, Школа современной пьесы.

Комментарии


Другие публикации

20.11.2018 в 21:28

«Город на память». 159. Храм Воскресения Христова в Кадашах


В 2009-2010 годах Кадаши стали местом противостояния строительной компании и общественности.

20.11.2018 в 12:04

«Город на память». 158. Государственный универсальный магазин


В начале XIX века царь Александр I повелел навести порядок у стен Кремля и построить, так сказать, «универсальный магазин».

19.11.2018 в 19:05

«Город на память». 157. Крепость каскадёров «Сетуньский стан»


Киноартист становится популярен после первой удачно сыгранной роли, каскадёр может сняться в сотне фильмов, но на улице его не узнают и автограф не просят.

19.11.2018 в 17:50

Блюмены вышли на публику


Первый российский тур международно известной Blue Man Group стартовал в неформальной обстановке.

19.11.2018 в 16:43

«Город на память». 156. Цветной бульвар от цирка до Самотёки


Ближе к Садовому кольцу замыслы градостроителей становятся всё причудливее. Порой они напоминают потуги ребёнка, бездумно складывающего нечто из детских кубиков.

19.11.2018 в 12:52

«Город на память». 155. Цветной бульвар от Трубной до цирка


Первая ассоциация при упоминании Цветного бульвара - это цирк, один из старейших российских цирков, который сейчас носит имя Юрия Никулина.

18.11.2018 в 21:59

«Город на память». 154. Храмы Зарядья


При зачистке местности под строительство гостиницы «Россия» только эти храмы да еще палаты бояр Романовых и сохранились.

18.11.2018 в 17:10

«Город на память». 153. Московская Окружная железная дорога


Проекты строительства окружной железной дороги, которая соединила бы вокзалы Москвы, предлагались с 1869 года, но по разным причинам не находили поддержки властей.

18.11.2018 в 13:18

«Город на память». 152. Завод «Кристалл»


В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую».

17.11.2018 в 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии


На улице Советской Армии немало примечательных мест - и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа.

16.11.2018 в 21:11

«Город на память». 150. Будённовский городок


В 1922–1923 годах Моссовет поручил провести Всероссийский конкурс проектов жилых домов для рабочих.

16.11.2018 в 17:31

«Город на память». 149. Плавательный бассейн в Лужниках


Городской ландшафт, привычный глазу, продолжает меняться и уходящая натура остаётся лишь на снимках, которые вчера были просто фото, а сегодня внезапно стали ретрофото.

16.11.2018 в 12:11

«Город на память». 148. Нижняя Масловка и Верхняя Масловка


В 1918—1922 годах Верхняя и Нижняя Масловки были одной улицей под названием Коммунистическая.

16.11.2018 в 06:52

Какие вы, строители Москвы?


В здании Союза архитекторов России открылась выставка работ скульпторов - участников конкурса на лучшую концепцию монумента в честь московских строителей.

15.11.2018 в 19:43

«Город на память». 147. Городок художников на Масловке


В конце 1920-х годов на Верхней Масловке началась реализация социального проекта для московской творческой интеллигенции.

15.11.2018 в 10:29

«Город на память». 146. Крутицкое подворье


Крутицкое подворье было основано в XIII веке как резиденция епископов Сарайской и Подонской епархии.