13.09.2018 11:46

«Школа современной пьесы» возвращается на историческую родину

«Школа современной пьесы» входит в новый сезон на старом репертуаре, просто нет смысла готовить свежие постановки на сцене ДК электромашиностроительного завода накануне долгожданного возвращения на Неглинку. И уже здесь, в возрождённом после пожара особняке, Иосиф Райхельгауз сотоварищи приготовят театралам множество сюрпризов. Переселение запланировано на ноябрь.

В старинном особняке на Неглинной силами профессиональных реставраторов и студентов художественных вузов завершается работа над восстановлением исторического декора. После пожара сохранились уцелевшие фрагменты и по этим образцам один к одному воссоздаётся цвет стен и позолота. В ходе ремонта открылось 28 слоёв краски и возникла проблема выбора — какого временного периода придерживаться. В здании сохранилась лепнина на стенах и потолках, старинные камины, будут добавлены некоторые фрагменты декора, утраченные в советские годы.

В новом театральном сезоне труппа «Школы современной пьесы» планирует отметить сразу два юбилея — 30 лет театру и 200 лет зданию на Неглинной, 29. Двести лет — дата условная, приблизительная. Как и многие московские здания, особняк не раз перестраивался, неоднократно горел и менял внешний вид. Москвичам XIX века этот дом запомнился рестораном Люсьена Оливье, того самого кулинара, придумавшего рецепт популярного салата. Кстати, возвращение «Школы современной пьесы» в родные пенаты планируется отметить мастер-классом по приготовлению салата по старинным рецептам. Заведение Оливье называлось «Зимний Эрмитаж», в нём было несколько залов и их планировка в основном сохранилась до наших дней. К ресторану примыкало здание не менее востребованных торговых (общественных) бань.

В целом, это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.

После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу — он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект Дом колхозников с кинотеатром и библиотекой.

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.

Открывали театр Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных афмитеатром с небольшим подъёмом.

В обновлённом формате «ШСП» привычного зрительного зала с привинченными к полу креслами не будет — его заменит зал-трансформер. В полу предусмотрены ниши для передвижения подъёмников и сцену на таких платформах можно будет устроить в любой части зала и на разной высоте в зависимости от сценографического решения спектакля. Помимо основной сцены будут задействованы «Белый зал» и «Зимний сад» для экспериментальных и студенческих постановок. В них будут играть студенты ГИТИСа, уже сейчас готовы спектакли мастерских Галибина, Райхельгауза, Кудряшова, спектакль своего курса предлагает Женовач.

На вопросы корреспондента РБ отвечали художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз и заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Екатерина Кретова.









Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: Москва, театр, премьера, Школа современной пьесы.

Комментарии


Другие публикации

05.09.2019 в 22:07

Лимузины, танки, селфи или современный взгляд на русскую оперу


Астраханский государственный театр оперы и балета представил оперу М. Глинки «Руслан и Людмила».

04.09.2019 в 19:11

Толстой жжот


«Школа современной пьесы» открывает новый театральный сезон.

03.09.2019 в 21:19

«Жуки»: Курс на захват зрительской аудитории


На ТНТ стартовал новый комедийный сериал о том, как прожить без гаджетов.

02.09.2019 в 22:54

Театры бегут марафон


Астрахань встретила Всероссийский театральный марафон.

Дата мероприятия: 07.09.2019

Парк «Сокольники»: 100 музеев под одной крышей


В День города Москвы в Сокольниках можно будет совершить путешествие по частным музеям со всей страны.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.