Если я и бываю от чего-то в восторге, так это то, что делает Илон Маск. 18 сентября Илон созвал журналистов для того, чтобы предъявить им японца Юсаку Маэдзаву, который станет первым частным космическим туристом, ну и рассказать о том, как вообще продвигаются дела у Big Fucking Rocket.
Можете посмотреть полный видос или прочитать основное ниже.
Илон начал с пафосного представления SpaceX. Смысл существования компании – ускорить превращение цивилизации в мультипланетарный вид. Потому что много раз уже происходили события, приводившие к вымиранию огромного числа видов, ну или сами себе поможем исчезнуть. B не стоит думать, что у нас много времени на решение этой проблемы. При том Маск говорит не просто об одной какой-то планете, а о множестве планет! Жизнь и на Марсе, и на Венере, и ну Луне, и на спутниках Юпитера, а потом и вообще наступит завораживающее будущее с людьми в других звездных системах. Все мы ждем такого будущего с нетерпением.
Затем Илон снова показал красивые рендеры марсианской базы, а потом сразу же перешел к истории SpaceX – сентябрь 2008-го года, после трех неудачных попыток, ракета SpaceX наконец-то добралась на орбиту. Это был последний шанс, и в случае неудачи, SpaceX просто перестал бы существовать. Но все прошло удачно, и скоро НАСА заключило контракт с компанией.
Это был одноразовый Falcon 1. Теперь мы пришли к Falcon Heavy, запущенному в начале 2018 мы запустили (я писала об этом) к BFR, планируемая мощность которой в 2 раза больше самой мощной ракеты, когда-либо запущенной человечеством. При старте Falcon Heavy вместо скучного бетонного блока, который обычно используют для тестовых запусков, в сторону Марса был отправлен автомобиль «Роадстер» – потому что это было весело, сказал Илон. (Но мы-то знаем, потому что это была самая крутая реклама автомобиля за всю историю, даже не знаю, что бы могло это переплюнуть?).
«За 10 лет мы дошли до полной многоразовости первой ступени. И повторного запуска корабля «Дрэгон». Сколько человек могли в 2008 году предсказать, что SpaceX все это сделает к 2018? Ноль. Включая меня самого.»
Ракета изменилась со времени презентации год назад. 118 метров в высоту, примерно 100 тонн полезной нагрузки прямо до Марса (при условии дозаправки на орбите). 1100 кубометров полезного объема. BFR – основа транспортной системы между планетами.
Переработаны крылья ракеты, роль которых контринтуитивна. Нужно 4 плоскости, чтобы управлять кораблем, который работает больше как парашютист, чем как самолет, все время тормозя об атмосферу максимально возможной площадью. 2 из трех крыльев подвижны, неподвижное крыло – не вертикальный стабилизатор, который во время входа в атмосферу вообще повернут против ветра и не несет никакой аэродинамической цели, это просто опора, выглядящая так лишь для симметрии.
Тут Илон показал «инженерную симуляцию» посадки БФР, увлекся рассказом о движении по орбите и включил симуляцию заново.
А вот фотка главной цилиндрической секции БФР 9 метров в диаметре:
Затем было показано видео с испытанием двигателя «Раптор». И на сцене появился Юсаку Маэдзава (Yusaku Maezawa).
Он начал с общих слов восторга, небольшого рассказа о себе не забыв порекламировать сою компанию Zozo, который уже двадцать лет. Оказалось, что Юсаку «выкупил всю BFR», имея в виду, что он выкупил «все места» на этом рейсе к Луне.
Юсаку берет с собой на Луну творческих людей со всего света: приглашает 6-8 человек составить компанию в этой миссии, чтобы они потом создали произведения искусства об этом опыте. Проект называется «Дорогая Луна» – #dearMoon. Японец приглашает художников, музыкантов, фотографов, режиссеров, модных дизайнеров, архитекторов и тд. До 2023 еще есть время. Все подробности на сайте проекта.
Юсаку еще раз извинился за свой английский, показал видео о проекте и на сцену вернулся Илон Маск для сессии вопросов и ответов. Вот некоторые из них:
«Нью-Йорк таймс»: За последние два года было 3 проекта этой ракеты. Это финальная версия? Расскажите о всех необходимых испытаниях.
Маск: по моему мнению, это последняя версия. Мы пришли к трем большим опорам, две из которых действуют еще и в качестве больших крыльев. Мы проведем большое количество тестовых полетов и прыжковые испытания. В 2020 году проведем тестирование корабля в верхних слоях атмосферы и начнем тестировать ускоритель. Первый орбитальный полет состоится через 2-3 года. Возможно сделаем тестовый облет Луны без людей.
Японская газета «Асахи Шимбун» (?): В чем ваш посыл? Почему первый пассажир японец, а не американец?
Маск: Он самый смелый и самый мотивированный на это человек. Мы гордимся тем, что он выбрал нас. Не мы его выбирали. Он платит очень много денег (секрет сколько), чтобы осуществить проект, позволяющий отправиться на другие планеты. И это прекрасно. Все это потребует подготовки, это опасно и не похоже на прогулку по парку или обычный полет на самолете.
ABC News: что случилось с двумя пассажирами, которые внесли депозит на полет на Falcon Heavy? Что вы подумали когда Юсаку Маэдзава пришел и сказал, я хочу сделать глобальный арт-проект и выкупить полет до Луны?
Маск: Это один и тот же человек. Но Falcon Heavy с кораблем Dragon места в полете к Луне хватило бы лишь на двух человек. В БФР достаточно места для 100 человек. И мы решили, что первый полет в глубокий космос нужно попробовать с дюжиной человек.
Японское издание: Сколько вы заплатили или планируете заплатить за облет Луны? Какие присущие SpaceX характеристики позволили ей стать ведущей компанией в области космических инноваций?
Юсаку: Сорян, не могу назвать стоимость.
Макс: Для художников будет бесплатно. Лучшие умы и инженеры приходят в SpaceX ради великой миссии. Лучшим инженерам важна миссия. Ну и работа очень сложная – в этом причина того, что выдающиеся люди приходят на работу в SpaceX.
CBS News: Почему вы так уверенны в том, что успеете до 2023 года?
Маск: Мы определенно не уверены. Как и с предыдущими дедлайнами. Нам просто необходимо назначить дату. Это просто дата «если все пойдет хорошо». Нет стопроцентной гарантии, что ракета вообще взлетит. Но мы сделаем все возможное.
Spaceflight Now: Вы приняли решение, откуда будете запускать и куда приземляться? Вам нельзя говорить сколько это стоит, Юсаку уже сделал предоплату?
Юсаку: Да. Сделал. Уже.
Маск: Тут все по-настоящему, он уже внес значительную часть стоимости. Мы не приняли однозначного решения [откуда запускать], прыжковые испытания будут в Техасе. На счет орбитальных полетов нет решения. Возможно это будет даже запуск с плавучей баржи.
Корреспондент: Вы показали внешнюю часть корабля. Но что будет внутри? Жизнеобеспечение, интерьер? Расскажите подробнее о безопасности миссии.
Маск: На счет интерьера есть несколько концептов в зависимости от миссии. Перелет на Марс занимает 3 месяца или даже до 6-7 месяцев – вам нужна будет какая-то каюта, зоны отдыха, переговорные. Но если речь о полете к Луне, несколько дней, каюты конечно тоже понадобятся, но нужно больше веселья. Что самое веселое можно придумать? Вот это мы и сделаем. На счет безопасности – многое зависит от работы с НАСА. Мы хотим иметь замкнутую систему циркуляции воздуха и воды, правда для путешествия на Луну это не нужно. А вот для Марса уже понадобится. Мы многому научились у НАСА.
Еще корреспондент: Чего вы больше всего хотите от космоса? Сколько средств потребуется на разработку BFR для такого полета?
Юсаку: я обожаю искусство и очень жду того, что могут создать творческие люди собравшиеся вместе.
Маск: сложно сказать, думаю около 5 милиардов долларов.
«Ройтерс»: Допустим, вы достигнете цели в 2023, сколько в будущем ежегодных запусков хотелось бы видеть? Гендиректор «Боинга» сказал, что первые люди прилетят на Марс на ракете «Боинг», что вы можете сказать в условиях растущей конкуренции?
Маск: Это круто! Они должны этим заняться. Конкуренция это хорошо, гонки – интересно. Надеюсь они по-настоящему займутся миссиями на Луну и Марс. Запусков будет столько, сколько возможно. Но во главе угла сейчас наши клиенты на запуски спутников. Надеюсь, что «Боинг» хорош не только в строительстве самолетов, но и ракет.
Everyday Astronaut: Вижу, вы поменяли конфигурацию двигателей, будет ли ракета работать при отказе нескольких двигателей? Оптимизированы ли они для вакуума? И можно ли на них приземлиться в атмосфере? Будут ли они служить в качестве системы аварийного спасения?
Маск: чтобы минимизировать риски и стоимость, одни и те же двигатели используются и для ракеты, и для корабля, поэтому будущие апгрейды корабля будут включать в себя оптимизированные для вакуума сопла. Скорее всего, вторая версия будет иметь вакуумные двигатели вместо грузовых отсеков. Даже при 2-х двух двигателей из 7-и, полет может быть продолжен. Для посадки достаточно 3-х из семи двигателей.
Connect Space: Вы показали траекторию полета, какова максимальная перегрузка, насколько близко пассажиры будут к поверхности Луны и как долго там пробудут?
Маск: необходимо понимать, что перегрузку мы можем регулировать, снижая полезную нагрузку. В том полете будет около 3G. Будет круто, если у нас получится пролететь совсем близко от поверхности, затем отлететь далеко и снова зайти на круг.
CNBC: Что ты думаешь на счет того, чтобы самому отправиться в космос, и когда это произойдет?
Маск: На счет меня – я не уверен. Хотя Юсаку мне предлагал.
Выбрать меня своим делегатом нужно на странице голосования. Нужно нажать кнопочку рядом с моим ником.