Ну, всё. Час икс настал. Четыре пустобрюхих чемодана насытились ренатиными вещами до отвала. Как бы перевеса не было.
Но разве можно в восемнадцать лет добровольно отказаться от трех пар туфель на шпильке, четырех мягких игрушек, «Евгения Онегина» и увесистого романа Достоевского «Преступление и наказание»?!
Завтра летим в Брюссель. Дочь уезжает учиться в университет. Моя миссия проще – проводить её и обустроить «бюргерское гнёздышко» в кампусе. Последнее школьное лето растаяло, как дым. Грустно, волнительно – аж руки трясутся. Но вместе с тем интересно. Не жизнь, а американские горки!
Учеба Ренате предстоит на французском языке. Знает она его пока, мягко говоря, не очень. А я, видимо, мать ехидна, раз согласилась на такой эксперимент над собственным единственным дитём – чужая страна, чужой язык, чужие люди… Ведь ребёнок мог спокойно учиться на английском или испанском, которые знает в совершенстве. В Европе полно университетов с преподаванием на этих языках. И находятся они почти под боком от нас. Но как бы там не было, учись ты хоть в Саламанке, хоть в Гранаде, хоть в Кембридже, важно одно – диплом и добытые знания!
Вообще-то, справедливости ради надо заметить, что дочь мечтала учиться в Канаде, а не в Бельгии. Она подала документы в пять канадских университетов. Сдала даже в прошлом сентябре специальный экзамен по английскому языку и радостно сообщила весной, что все пять канадских университетов её приняли и ждут. В Торонто ей даже уже выделили комнату в кампусе, студенческом общежитии, который она выбрала по интернету, и выслали документ на получение студенческой визы в Канадском консульстве.
Но поступить-то нынче мало! Это же не Советский Союз с его бесплатным образованием! Надо быть чуть-чуть Абрамовичем, чтоб заплатить за четыре года бакалавриата в Торонто или в том же Монреале минимум 250 тысяч долларов. Сейчас может кто-то скажет, что ведь существуют гранты. Да, для кого-то они есть… Подавали. Но получили отказ. Причина, скорее всего в том, что мы не достаточно бедны или национальность подкачала.
В этом году особенно. Против России только ленивый из государств не ввёл никаких санкций. Поэтому понятно, что русские дети с грантами в Америке и Канаде пролетели. В этом году в фаворе школьники из Тринидада и Тобаго, Ганы, Казахстана, Индии, Латинской Америки и еще из каких-то неведомых мне краёв. Поэтому, слегка погоревав, дочь выбрала университет ULB в Брюсселе.
Заведение по всем параметрам достойное, основанное почти 200 лет назад, высоко котирующееся, и известное всему миру своими четырьмя лауреатами Нобелевской премии.
Что ещё немаловажно: стоимость обучения в Брюссельском университете весьма адекватная и не толкает нас с мужем на крайние меры – бежать сломя голову в банк за сумасшедшим кредитом или искать, кому бы продать свою почку или печень. Хотя нет, вы же помните, печень у мужа после лета требует длительного восстановления…
Но дочь у нас овен, человек упёртый. Если она что-то решила, с пути её не сбить. Поэтому свои мечты о Канаде она не оставила, а просто отложила на неопределённый срок. Решила, что пока будет учиться в Бельгии на экономическом факультете, заодно отточит свой французский. Ведь в Канаде он очень даже пригодится. И, возможно, степень магистра Рената уже будет получать в Торонто. Через три года. Но это пока так, мечты.
А пока Брюссель – город Европарламента, штаб-квартира НАТО, город вафель, знаменитой картошки фри, пива и отличного бельгийского шоколада.
Встретил он нас на удивление райской погодой и музыкой Бетховена в салоне у местного таксиста – араба, приехавшего по нашему вызову на uber. Хотя… После трёхмесячной испанской жары всякая сухая погода с температурой воздуха ниже 30 градусов воспринимается, как райская.
По дороге в отель, разглядывая за окном мелькавшие улицы, сделали первый печальный вывод – Брюссель, в отличие от той же вечерней Москвы, тёмный, не освещённый, безлюдный и оттого неприветливый. Поэтому, вместо «поехать в кабак к цыганам и кутить до утра», решили ограничиться отелем и его ближайшими окрестностями.
Есть после долгой дороги из Испании хотелось сильно, несмотря на поздний час и пару лишних килограммов на боках. Устроились, оставили в гостинице чемоданы, пошли искать ресторан и наслаждаться первым впечатлением от Брюсселя.
Брюссель понравиться не спешил. Всем своим видом говорил: вот какой есть – таким и принимайте.
Вот вам мусор у каждого столба, вот вам тёмные улицы с редко работающими фонарями. Время детское – толком не стемнело ещё – но на улице уже ни-ко-го. Все магазины закрыты. Даже бомжи уже наигрались в карты, подоткнули одеялки и дрыхнут.
Свет горит только в арабско-турецких кафе. Заглянули – одни бородатые мужики со страшными лицами а-ля “сэчас зарэжу”, шаурма, люля-кебаб, картошка фри и требование платить за ужин только наличкой. Вздохнули, побрели дальше в поисках приличного ресторана. А дело это не лёгкое, скажу я вам, если вы живёте не в центре, а в районе Saint–Josse–ten–Noode.
Не прошло и десяти минут, как (ай-нанэ-ай-нанэ!), сидели с дочерью за столиком, заказывали Kriek (вишнёвое пиво) и по салату «Цезарь» в ресторане. Судя по меню, нарисованной на стене пицце и слабой претензии на дизайн интерьера, итальянском.
Народу в зале тьма. В отличие от официантов, которых двое и которые никуда не торопятся. Повар один. Принимают тоже только наличные деньги. Салат ждали час с лишним. Вишнёвое пиво закончилось. Вместо него, не предупредив, принесли мексиканскую korona…
Итог первого ужина в Брюсселе – долго, суетно, не очень вкусно, но зато очень дорого. Как вообще в Европе. Проведя краткий сравнительный анализ в ожидании заказа, сошлись с дочерью во мнении, что Испания милая и уютная, а Москва и вовсе – прекрасная и радушная!
Рената поморщилась на всё это и сказала, что ей здесь не нравится и она хочет домой. «Спокойно, – сказала я, – завтра должно быть лучше. Ведь Брюссель – це Европа. Всё наладится!» С таким настроем и легли спать.
Продолжение следует. До встречи!
Фотографии из личного архива автора.
Из Бельгии, ваша @natalyk0216
Рубрика: Личные блоги. Метки: жизнь, Бельгия, psk, русскоезарубежье, vox-populi.