22.09.2018 08:13

«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей

24 декабря 2012 года
«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей в Люблино

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов расположен в пяти минутах ходьбы от метро «Люблино» (ул. Краснодарская, землевладение 58). Эту уникальную коллекцию старинных автомобилей и мотоциклов семья москвичей Ломаковых собирает с 1959 года.

Основатель династии коллекционеров и реставраторов Александр Алексеевич Ломаков (1928-2005), как и большинство его ровесников, пережил все тяготы военного лихолетья — немецкую оккупацию и сталинские лагеря. После войны вернулся в Москву, трудился на ЗиЛе, увлекался радиотехникой, был изобретателем и рационализатором. Страсть к старинным автомобилям появилась в 1959 году, когда Александр Алексеевич оказался в бригаде реставраторов ленинского «Роллс-Ройса».

Александр Ломаков брался за любую работу, чтобы накопить денег на покупку машин. Началом коллекции стал Хорьх-853. Надо заметить, что в то время старые машины не слишком ценились, их владельцы могли переделать уникальные экземпляры под хозяйственные нужды, например, для перевозки навоза.

Александр Алексеевич стал одним из первых в СССР энтузиастов-коллекционеров ретроавтомобилей, занимался с подростками, передавая молодёжи свой опыт реставратора, на своих автомобилях снялся в 50 кинофильмах. За свою жизнь он собрал около 50 автомобилей и мотоциклов. Проблем было немало, хранить машины было негде и экспонаты будущего музея страдали от вандалов, а в 1980-е годы Ломакова обвинили в «собирании фашистских автомобилей». Он был очень скромным человеком, не искал личной выгоды и поэтому не любил чиновников, строящих препоны и «новых русских» нуворишей, которые норовили позариться на коллекцию.

Его дело продолжили сыновья. Ещё в 1987 году Дмитрий Ломаков (собиратель автомотостарины, инициатор создания, а теперь директор «Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов»), осознав, что нужно показать уникальную коллекцию ныне живущим людям и обеспечить условия для её сохранения для потомков, решил создать музей старинных автомобилей и мотоциклов. Началась беспрецедентная война с бюрократией, формализмом и тупыми чиновничеством, клеветниками и завистниками. Несколько раз пришлось заново начинать сбор бесконечных, и часто никому ненужных, документов и согласований.

На то, чтобы заработать необходимые средства, получить множество разрешений и согласований, ушло почти 20 лет. И в 2004 году открылся первый в России негосударственный музей с 1917 года. Ни один музей не является рентабельным и, чтобы показать экспозицию в полном объёме, нужны серьёзные инвестиции. Дмитрий Ломаков по-прежнему надеется, что найдутся люди, которые небезразличны к истории техники, которые помогут сохранить коллекцию для потомков.

На первый взгляд кажется, что так хаотично экспонировать ретроавтомобили нельзя. Но дело не только в ограниченном пространстве музея, на самом деле весь этот беспорядок неплохо организован: запасные части, домкраты, мебель, игрушки, бытовая техника и плакаты ушедшей эпохи удачно дополняют выставку собственно автомототехники и посетители с превеликим интересом разглядывают эти артефакты.


Среди представленных экспонатов — грузовики трёхтонный ЗиС-5 1941 года выпуска, прошедший всю войну от Москвы до Кенигсберга и уже в мирное время оснащённый кузовом самосвал, и «полуторка» ГАЗ-АА 1932 года.


Особый пиетет вызывают экспонаты со своей уникальной историей. По легенде этот Хорьх-853 1935 года принадлежал немецкому министру Люфтваффе Герману Герингу. Машина стала трофеем Маршала Рокоссовского, после войны переходила из рук в руки, пока в 1968 году в очень плохом состоянии не попала к Александру Ломакову.


ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года был презентован Русской Православной Церкви — это дар Леонида Брежнева Патриарху Пимену. Во время своего визита в Советский Союз на ней ездил французский модельер Пьер Карден, который был настолько впечатлен машиной, что позднее прислал шерстяную ткань и выкройку для обивки салона этой «Чайки».


Такой модели BMW-303 1933 года нет даже в Музее фирмы BMW


А странный гибрид, известный как «Антилопа», создан специально для киносъёмок, когда потребовалась машина, стилизованная под автомобили 1917 года

На открытой площадке десятки машин ждут очереди на реставрацию

По праздникам в музей съезжаются коллекционеры автостарины, парады «Ретромотор» проходят здесь с 1988 года. Это один из старейших парадов ретроавтомобилей в России — демократичный, некоммерческий, незабюрократизированный. Около 30 раритетных автомобилей, соблюдая правила дорожного движения, совершают резвые автопробеги по люблинским улицам, вызывая массу положительных эмоций у горожан.

Такому экземпляру мог бы позавидовать сам Леонид Брежнев, большой знаток автомобилей и любитель быстрой езды. Но такого ГАЗ-21 у Генсека КПСС не было. Строго говоря, многие из представленных автомобилей не аутентичны эпохе, в которой появились на свет. Есть коллекционеры автостарины, которые при реставрации используют только оригинальные, «родные» запчасти, иногда на поиск детали может уйти вся жизнь. Но можно удивить и современным тюнингом или оригинальной окраской.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Московский зоопарк без зверья…

Рубрика: Личные блоги. Метки: музей, автомобили, город на память, psk.

Другие публикации

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

14.03.2020 в 17:54

«Город на память». 553. Село Алексеевское и станция метро «Алексеевская»


Название станции метро «Алексеевская» не имеет отношения к географическому расположению одноимённого села, которое в конце XIV века возникло на Большой Троицкой дороге.

08.03.2020 в 20:15

«Город на память». 552. Село Алексеевское и Мазутка


Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.

26.02.2020 в 12:29

«Город на память». 551. Село Алексеевское


Нынешняя станция метро «Алексеевская» не имеет отношения к историческому селу Алексеевскому, которое располагалось на один километр севернее.

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.