22.09.2018 08:13

«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей

24 декабря 2012 года
«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей в Люблино

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов расположен в пяти минутах ходьбы от метро «Люблино» (ул. Краснодарская, землевладение 58). Эту уникальную коллекцию старинных автомобилей и мотоциклов семья москвичей Ломаковых собирает с 1959 года.

Основатель династии коллекционеров и реставраторов Александр Алексеевич Ломаков (1928-2005), как и большинство его ровесников, пережил все тяготы военного лихолетья — немецкую оккупацию и сталинские лагеря. После войны вернулся в Москву, трудился на ЗиЛе, увлекался радиотехникой, был изобретателем и рационализатором. Страсть к старинным автомобилям появилась в 1959 году, когда Александр Алексеевич оказался в бригаде реставраторов ленинского «Роллс-Ройса».

Александр Ломаков брался за любую работу, чтобы накопить денег на покупку машин. Началом коллекции стал Хорьх-853. Надо заметить, что в то время старые машины не слишком ценились, их владельцы могли переделать уникальные экземпляры под хозяйственные нужды, например, для перевозки навоза.

Александр Алексеевич стал одним из первых в СССР энтузиастов-коллекционеров ретроавтомобилей, занимался с подростками, передавая молодёжи свой опыт реставратора, на своих автомобилях снялся в 50 кинофильмах. За свою жизнь он собрал около 50 автомобилей и мотоциклов. Проблем было немало, хранить машины было негде и экспонаты будущего музея страдали от вандалов, а в 1980-е годы Ломакова обвинили в «собирании фашистских автомобилей». Он был очень скромным человеком, не искал личной выгоды и поэтому не любил чиновников, строящих препоны и «новых русских» нуворишей, которые норовили позариться на коллекцию.

Его дело продолжили сыновья. Ещё в 1987 году Дмитрий Ломаков (собиратель автомотостарины, инициатор создания, а теперь директор «Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов»), осознав, что нужно показать уникальную коллекцию ныне живущим людям и обеспечить условия для её сохранения для потомков, решил создать музей старинных автомобилей и мотоциклов. Началась беспрецедентная война с бюрократией, формализмом и тупыми чиновничеством, клеветниками и завистниками. Несколько раз пришлось заново начинать сбор бесконечных, и часто никому ненужных, документов и согласований.

На то, чтобы заработать необходимые средства, получить множество разрешений и согласований, ушло почти 20 лет. И в 2004 году открылся первый в России негосударственный музей с 1917 года. Ни один музей не является рентабельным и, чтобы показать экспозицию в полном объёме, нужны серьёзные инвестиции. Дмитрий Ломаков по-прежнему надеется, что найдутся люди, которые небезразличны к истории техники, которые помогут сохранить коллекцию для потомков.

На первый взгляд кажется, что так хаотично экспонировать ретроавтомобили нельзя. Но дело не только в ограниченном пространстве музея, на самом деле весь этот беспорядок неплохо организован: запасные части, домкраты, мебель, игрушки, бытовая техника и плакаты ушедшей эпохи удачно дополняют выставку собственно автомототехники и посетители с превеликим интересом разглядывают эти артефакты.


Среди представленных экспонатов — грузовики трёхтонный ЗиС-5 1941 года выпуска, прошедший всю войну от Москвы до Кенигсберга и уже в мирное время оснащённый кузовом самосвал, и «полуторка» ГАЗ-АА 1932 года.


Особый пиетет вызывают экспонаты со своей уникальной историей. По легенде этот Хорьх-853 1935 года принадлежал немецкому министру Люфтваффе Герману Герингу. Машина стала трофеем Маршала Рокоссовского, после войны переходила из рук в руки, пока в 1968 году в очень плохом состоянии не попала к Александру Ломакову.


ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года был презентован Русской Православной Церкви — это дар Леонида Брежнева Патриарху Пимену. Во время своего визита в Советский Союз на ней ездил французский модельер Пьер Карден, который был настолько впечатлен машиной, что позднее прислал шерстяную ткань и выкройку для обивки салона этой «Чайки».


Такой модели BMW-303 1933 года нет даже в Музее фирмы BMW


А странный гибрид, известный как «Антилопа», создан специально для киносъёмок, когда потребовалась машина, стилизованная под автомобили 1917 года

На открытой площадке десятки машин ждут очереди на реставрацию

По праздникам в музей съезжаются коллекционеры автостарины, парады «Ретромотор» проходят здесь с 1988 года. Это один из старейших парадов ретроавтомобилей в России — демократичный, некоммерческий, незабюрократизированный. Около 30 раритетных автомобилей, соблюдая правила дорожного движения, совершают резвые автопробеги по люблинским улицам, вызывая массу положительных эмоций у горожан.

Такому экземпляру мог бы позавидовать сам Леонид Брежнев, большой знаток автомобилей и любитель быстрой езды. Но такого ГАЗ-21 у Генсека КПСС не было. Строго говоря, многие из представленных автомобилей не аутентичны эпохе, в которой появились на свет. Есть коллекционеры автостарины, которые при реставрации используют только оригинальные, «родные» запчасти, иногда на поиск детали может уйти вся жизнь. Но можно удивить и современным тюнингом или оригинальной окраской.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Московский зоопарк без зверья…

Рубрика: Личные блоги. Метки: музей, автомобили, город на память, psk.

Другие публикации

11.11.2019 в 17:04

«Город на память». 517. Яуза. МКАД — Ватутино


Протяжённость Яузы от кольцевой автодороги до устья в Котельниках составляет почти 28 километров.

08.11.2019 в 16:42

«Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1


Строительство панельного дома напоминает сборку этажерки или детского конструктора: на стройплощадку доставляют уже готовые детали здания.

07.11.2019 в 00:21

«Город на память». 515. Московская ветеринарная академия


В 1930 году Наркомзем принял решение выделить земельный участок в Кузьминках под строительство учебных корпусов и студенческих общежитий Ветеринарного института.

18.10.2019 в 20:13

«Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»


Бабий городок - не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы - между Крымской набережной и Большой Якиманкой.

11.10.2019 в 21:25

«Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея


На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры - от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.

24.09.2019 в 10:18

«Город на память». 502. Кожевники индустриальные


Кожевники от железной дороги до набережной Москвы-реки представляли собой обширную промышленную зону.

15.09.2019 в 14:40

«Город на память». 501. Парк «Зарядье»


История Зарядья началась в XII веке, когда на берегу Москвы-реки стали селиться ремесленники и купцы.

08.09.2019 в 19:39

«Город на память». 500. Капотня


Многовековой крестьянский уклад резко изменился лишь при советской власти, когда в 1938 году был введён в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод.

15.08.2019 в 10:33

«Город на память». 495. Из села Кунцово в Страну Лимонию


На современном гербе района Кунцево изображена куница - вероятно, местные жители промышляли охотой на пушных зверьков в этих густых лесах.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

19.02.2019 в 10:24

«Город на память». 433. Улица Годовикова и завод «Калибр»


Значительное влияние на развитие инфраструктуры микрорайона оказал основанный в 1931 году завод «Калибр».

13.02.2019 в 17:19

«Город на память». 432. Улица Народного Ополчения


Улица Народного Ополчения названа в память о дивизиях народного ополчения, в 1941 году оборонявших подступы к столице.