22.09.2018 08:13

«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей

24 декабря 2012 года
«Город на память». 042. Ломаковский АвтоМотоМузей в Люблино

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов расположен в пяти минутах ходьбы от метро «Люблино» (ул. Краснодарская, землевладение 58). Эту уникальную коллекцию старинных автомобилей и мотоциклов семья москвичей Ломаковых собирает с 1959 года.

Основатель династии коллекционеров и реставраторов Александр Алексеевич Ломаков (1928-2005), как и большинство его ровесников, пережил все тяготы военного лихолетья – немецкую оккупацию и сталинские лагеря. После войны вернулся в Москву, трудился на ЗиЛе, увлекался радиотехникой, был изобретателем и рационализатором. Страсть к старинным автомобилям появилась в 1959 году, когда Александр Алексеевич оказался в бригаде реставраторов ленинского «Роллс-Ройса».

Александр Ломаков брался за любую работу, чтобы накопить денег на покупку машин. Началом коллекции стал Хорьх-853. Надо заметить, что в то время старые машины не слишком ценились, их владельцы могли переделать уникальные экземпляры под хозяйственные нужды, например, для перевозки навоза.

Александр Алексеевич стал одним из первых в СССР энтузиастов-коллекционеров ретроавтомобилей, занимался с подростками, передавая молодёжи свой опыт реставратора, на своих автомобилях снялся в 50 кинофильмах. За свою жизнь он собрал около 50 автомобилей и мотоциклов. Проблем было немало, хранить машины было негде и экспонаты будущего музея страдали от вандалов, а в 1980-е годы Ломакова обвинили в «собирании фашистских автомобилей». Он был очень скромным человеком, не искал личной выгоды и поэтому не любил чиновников, строящих препоны и «новых русских» нуворишей, которые норовили позариться на коллекцию.

Его дело продолжили сыновья. Ещё в 1987 году Дмитрий Ломаков (собиратель автомотостарины, инициатор создания, а теперь директор «Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов»), осознав, что нужно показать уникальную коллекцию ныне живущим людям и обеспечить условия для её сохранения для потомков, решил создать музей старинных автомобилей и мотоциклов. Началась беспрецедентная война с бюрократией, формализмом и тупыми чиновничеством, клеветниками и завистниками. Несколько раз пришлось заново начинать сбор бесконечных, и часто никому ненужных, документов и согласований.

На то, чтобы заработать необходимые средства, получить множество разрешений и согласований, ушло почти 20 лет. И в 2004 году открылся первый в России негосударственный музей с 1917 года. Ни один музей не является рентабельным и, чтобы показать экспозицию в полном объёме, нужны серьёзные инвестиции. Дмитрий Ломаков по-прежнему надеется, что найдутся люди, которые небезразличны к истории техники, которые помогут сохранить коллекцию для потомков.

На первый взгляд кажется, что так хаотично экспонировать ретроавтомобили нельзя. Но дело не только в ограниченном пространстве музея, на самом деле весь этот беспорядок неплохо организован: запасные части, домкраты, мебель, игрушки, бытовая техника и плакаты ушедшей эпохи удачно дополняют выставку собственно автомототехники и посетители с превеликим интересом разглядывают эти артефакты.


Среди представленных экспонатов – грузовики трёхтонный ЗиС-5 1941 года выпуска, прошедший всю войну от Москвы до Кенигсберга и уже в мирное время оснащённый кузовом самосвал, и «полуторка» ГАЗ-АА 1932 года.


Особый пиетет вызывают экспонаты со своей уникальной историей. По легенде этот Хорьх-853 1935 года принадлежал немецкому министру Люфтваффе Герману Герингу. Машина стала трофеем Маршала Рокоссовского, после войны переходила из рук в руки, пока в 1968 году в очень плохом состоянии не попала к Александру Ломакову.


ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года был презентован Русской Православной Церкви – это дар Леонида Брежнева Патриарху Пимену. Во время своего визита в Советский Союз на ней ездил французский модельер Пьер Карден, который был настолько впечатлен машиной, что позднее прислал шерстяную ткань и выкройку для обивки салона этой «Чайки».


Такой модели BMW-303 1933 года нет даже в Музее фирмы BMW


А странный гибрид, известный как «Антилопа», создан специально для киносъёмок, когда потребовалась машина, стилизованная под автомобили 1917 года

На открытой площадке десятки машин ждут очереди на реставрацию

По праздникам в музей съезжаются коллекционеры автостарины, парады «Ретромотор» проходят здесь с 1988 года. Это один из старейших парадов ретроавтомобилей в России – демократичный, некоммерческий, незабюрократизированный. Около 30 раритетных автомобилей, соблюдая правила дорожного движения, совершают резвые автопробеги по люблинским улицам, вызывая массу положительных эмоций у горожан.

Такая «Волга» могла бы понравиться Генсеку КПСС Леониду Брежневу, большому любителю автомобилей и быстрой езды. У него тоже был тюнингованный экземпляр ГАЗ-21. Строго говоря, многие из представленных автомобилей не аутентичны эпохе, в которой появились на свет. Есть коллекционеры автостарины, которые при реставрации используют только оригинальные, «родные» запчасти, иногда на поиск детали может уйти вся жизнь. Но можно удивить и современным тюнингом или оригинальной окраской.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Московский зоопарк без зверья…

Рубрика: Личные блоги. Метки: музей, автомобили, город на память, psk.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.