28 сентября в московском театре “Эрмитаж” состоялась премьера спектакля Михаила Левитина в пространстве Сергея Бархина “Цари”. В спектакле использованы тексты трагедии Александра Сергеевича Пушкина “Борис Годунов” и драматической поэмы Сергея Есенина “Пугачев”, а также интермедии Николая Эрдмана, Юлия Кима и Владимира Высоцкого.
“Тяжела ты, шапка Мономаха,” – вздохнула Екатерина, водружая статное тело на небольшую табуреточку и прикладывая к груди будущего императора. Александр Васильевич Храповицкий, действительный тайный советник, сенатор и кабинет-секретарь Её Величества, зорко следил за соблюдением этикета, а также за тем, чтобы Закон и наставления Его будущее Величество исправно впитывал с молоком своей матери. Тем временем Александр Сергеевич (не Пушкин, конечно, а тот, кто играет Пушкина) в холщовом исподнем изволили купаться в сопровождении нянюшки. Он заканчивал “Бориса Годунова”, “бил в ладоши и кричал “ай да Пушкин, ай да сукин сын!” Сергей же Александрович (не Есенин, конечно, а тот, кто играет Есенина) в точно таких же холщовых штанах плескался в пруду под надзором матушки. Он еще не закончил “Пугачева”, но тоже был согласен с тем, что Пушкин изрядный сукин сын.
В течение всего спектакля как в пестром хороводе следовали друг за другом русский народ в лице двух мужиков и девицы с ярмарочным шестом, поэты, переходящие от водных процедур к литературному творчеству и обратно, неразлучные с ними верные нянюшка и матушка, изредка возникающая Екатерина II в сопровождении Храповицкого, ни к селу ни к городу хор с частушками и заслуженный артист РФ и Украины Александр Цилинко с арией царя Бориса из оперы Модеста Мусоргского “Борис Годунов”. Как мозаика, сложенная из разноцветных стеклышек, так не подходящих друг другу по отдельности, но таких незаменимых в общей картине, таких гармоничных вместе, складывался спектакль “Цари”. Александр Сергеевич и Сергей Александрович медленно сходились к барьеру поэтической дуэли, держа наготове свои лучшие творения, оба дерзкие, упрямые, гениальные и чем-то очень похожие. Чем закончилась дуэль, не скажу. Это лучше видеть своими глазами.
Лучше самим посмотреть на очаровательную, ироничную, тонкую Екатерину Тенету в роли Екатерины II и не только, на искреннюю и восхитительно простую Арину Родионовну в исполнении Галины Марачевой, на глубокую и прекрасную Алю Никулину в роли мамы Есенина. И конечно, надо увидеть, как в самом финале на сцену выйдет Владимир Шульга и будет читать монолог Пугачева… И как зал замрет, боясь лишним звуком прервать волшебство, происходящее на сцене. Поэтому одевайтесь потеплее, берите семью и смело идите в “Эрмитаж”. Спектакль “Цари”. Не забудьте.