25 апреля 2013 года
Фотопроект «Город на память». 062. Театр на Таганке
«Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра – традиции Маяковского, «Синей блузы», Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света – всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искусстве!»
Александр Свободин, театральный критик
«Кругозор» № 6 1965 г.
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году, главным режиссёром стал Александр Плотников, а труппу составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. Театру было предоставлено помещение бывшего электротеатра (кинотеатра) «Вулкан» 1911 года постройки (архитектор Г.Гельрих). Собственно кинематограф существовал там только до революции, а в 1920-1930-е годы этот зал стал театральной площадкой.
Смотрите старые фотографии: Электротеатр «Вулкан». 1915 год: https://pastvu.com/p/30128
В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову, в то время более известному как актёр Театра имени Вахтангова и педагог училища имени Щукина.
В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х – Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.
Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.
На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки «Десять дней, которые потрясли мир» (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.
Смотрите старые фотографии: Театр драмы и комедии на Таганке. 1966-1970 гг.: https://pastvu.com/p/4614
Смотрите старые фотографии: Театр драмы и комедии на Таганке. 1967 год: https://pastvu.com/p/22135
Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого – поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что «без Театра на Таганке не было бы Высоцкого», он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: «Гамлет», «Вишнёвый сад», «Жизнь Галилея», «Пугачёв» и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки.
В начале 1970-х было принято решение о реконструкции театра. Архитектор Александр Анисимов проделал большую работу над эскизами, учитывая пожелания Юрия Любимова. Хотя стройка началась в 1972 году, открылся новый театральный зал только в апреле 1980 года. Причиной долгостроя послужили и недостаток финансирования, и нехватка стройматериалов, и корректировка планов Любимовым. В итоге удалось сохранить и старый театр, и пристроить к нему здание из красного кирпича с новой сценой. Любимов как будто предчувствовал, что в театре позднее начнутся скандалы и труппа разделится надвое. А пока Высоцкий пел про кирпичики, которые «напоминают всем казённый дом».
Смотрите старые фотографии: Новое здание. 1987 год: https://pastvu.com/p/661652
После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок. Таганку 1980-х годов кто-то из артистов назвал «террариумом единомышленников». Юрий Любимов конфликтовал с властями и в 1984 году был лишён советского гражданства. Труппа Таганки ждала его возвращения и бойкотировала известного режиссёра Анатолия Эфроса, которого назначили вместо Любимова. В 1987-1989 годах театром руководил Николай Губенко, способствовавший возвращению Юрия Любимова на Родину. Но и здесь не обошлось без конфликтов, в 1992 году театр разделился на любимовский «Театр на Таганке» (старая сцена) и губенковское «Содружество актёров Таганки» (новая сцена).
В Нижнем Таганском тупике в 1990-е годы открылся Музей Высоцкого, а позднее и клуб «Высоцкий»
В 1990-2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил десятки спектаклей «Живаго», «Театральный роман», «Шарашка», «Хроники» Шекспира, «Евгений Онегин», «Фауст», «Медея» и другие. В спектаклях заняты молодые актёры, а театр гастролирует по всем странам мира. Памяти легендарного артиста и поэта посвящён поэтический спектакль «Владимир Высоцкий», поставленный в 1989 году.
С тех пор много воды утекло, сменился репертуар, ветераны сцены уступают места молодым талантам, но Таганка по-прежнему любима столичными зрителями и представляет на их суд свежие премьеры.
Афиша 2011 года
Афиша 2013 года
Пока театралы не заполнили зрительный зал, осмотрим интерьеры старого здания
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Бункер-42 и Гончарные сталинки…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Театр на Таганке, город на память.