04.10.2018 16:02

Этюд в пастельных тонах: «Оттенки» на сцене МТЮЗа

Этой осенью с 15 сентября по 26 ноября в рамках биеннале театрального искусства проходит фестиваль «Уроки режиссуры», а это значит, что на сценах Москвы и Санкт-Петербурга лучшие театральные коллективы России, а также гости из Европы представят свои самые хитовые спектакли. В программу фестиваля вошли «Вишневый сад» режиссёра Сергея Афанасьева (Новосибирск), «Гамлет» Юрия Бутусова (Санкт-Петербург), «Живи и помни» Григория Козлова (Санкт-Петербург), а также спецпроекты: «Бог Резни» Жоржа Гиррейро (Швейцария), «Крокодил» Валерия Фокина (Венгерский Национальный театр, Будапешт) и «На дне» Эрика Лакаскада (Франция). 1 и 2 октября на сцене МТЮЗа Минусинский драматический театр показал спектакль «Оттенки» в постановке режиссёра Алексея Песегова по одноимённой повести эстонского прозаика и драматурга Антона Таммсааре.

Минусинский драматический театр был основан в 1882 году и с тех пор никогда не прекращал своей работы. Представления этого театра всегда имели большой успех у публики. Первое здание для него строили всем миром. Средств отчаянно не хватало, поэтому собирали, кто сколько мог, лишь бы театр имел свою крышу. Русское дворянство, ссылаемое подальше от столиц за инакомыслие, называло Минусинск «Сибирской Италией». В уникальных природных условиях на берегах протоки Енисея, в окружении гор и бескрайних лесов сформировалась культура, давшая жизнь театральному коллективу, который москвичи имели возможность видеть в октябре на сцене МТЮЗа. Сегодня в репертуар Минусинского драматического театра входит как классика, так и современная драматургия. Художественный руководитель театра режиссёр Алексей Песегов, бесконечно влюблённый как в театральное искусство в целом, так и в свой театр в частности, предъявляет строгие требования к репертуару, не допуская того, что могло бы затормозить творческое развитие и рост коллектива или хотя бы помешать ему. Представленный московской публике спектакль «Оттенки» – это один из образцов классического театрального искусства.

Действие спектакля происходит в начале XX века в одном из пансионатов на черноморском побережье. Всё в лучших традициях чеховской драмы: неторопливое течение курортной жизни, отдыхающие в светлых одеждах, обаятельный доктор в мягкой шляпе, шум прибоя, непременный поэт, который прячется от лишних звуков за ритмичным стуком гальки – гладких шлифованных морем камней, которые он собирает и носит в огромных карманах своего плаща. По закону жанра, главный герой, выздоравливающий и скучающий небогатый помещик, влюбляется в безнадежно больную девушку со сложным характером и тетушкой, непрерывно ловящей бабочек. Но до настоящего Чехова здесь не хватает напора, надрыва, бури, хоть и в облегчённом русским дворянством, заквашенном на рафинированной интеллигентности варианте. Всё-таки не Чехов, хотя сильно напоминает. Всё-таки оттенки: недовлюблённости, околострасти, облегчённой версии страдания. И как символ всего «недо» и «около» этого спектакля – попытка самоубийства главного героя, когда пуля проходит в 5 миллиметрах от сердца, и доктор со странным удовольствием говорит: «Хороший выстрел». Главный же герой с нордическим спокойствием дарит ему свой пистолет «на добрую память» и торжественно, размеренно, как ни в чём не бывало, удаляется со сцены. Впрочем, смертей достаточно: главная героиня умирает от чахотки, поэт прыгает в кормы лодки в море. Но всё равно – полутона, полужизнь, получувства.

Не знаю, сможет ли когда-нибудь ещё московский зритель увидеть спектакли Минусинского драматического театра. Расстояние между нами нешуточное, часто в гости ездить не получится. Поэтому можно сказать, что 1 и 2 октября этого года на сцене МТЮЗа происходило редкое событие. Пользуясь случаем, хочу пожелать творческому коллективу из Сибири, гостившему у нас, непрерывно вырастая и совершенствуясь, оставаться верными классическому стилю, который так ему идёт, а также поблагодарить за акварельную прозрачность и чистоту игры, сюжетную невесомость и шорох песка…

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: театр, спектакль, драма, культура.

Другие публикации